Полгода назад мне в руки попала замечательная книга американского социолога и публициста Чарльза Мюррея с привлекающим внимание названием «The Curmudgeon’s Guide to Getting Ahead: Dos and Don’ts of Right Behavior, Tough Thinking, Clear Writing, and Living a Good Life». В вольном переводе это будет звучать как «Советы старого брюзги о том, как прожить жизнь правильно и преуспеть в профессии».
Основная идея книги выросла из составленной Мюрреем памятки молодым сотрудникам фирмы как вести себя на работе. Однако с течением времени материала становилось все больше и, по выражению самого Мюррея, у него «появилась возможность расширить сферу своего брюзжания и от членов своей семьи перейти к более широкой аудитории».
Книга предназначена для молодых людей, только окончивших университет, чья профессиональная жизнь еще в самом начале пути. Я закончила вуз давно, но и в свои 35 перечитала книгу уже два раза и думаю, что перечитаю ее еще не раз. Во всем, что касается личного счастья, успешной карьеры и ощущения правильно прожитой жизни, лучше придерживаться принципа «лучше поздно, чем никогда», а потому книгу можно смело рекомендовать всем, кто считает, что ему есть что улучшить в своей личной и профессиональной жизни.
Первые главы книги посвящены более простым вопросам: как стоит и не стоит одеваться, как следует писать деловые письма, как правильно писать по-английски, как разговаривать с вышестоящими сотрудниками, стоит ли делать татуировку и прокалывать брови — в общем, целый набор правил о том, как следует себя вести и выглядеть, чтобы понравиться самому главному боссу, который, скорее всего, будет таким же старым брюзгой, как и автор этой книги.
Но уже в следующих главах автор обращается к более серьезным темам, которые хочется рассмотреть подробнее.
В период расцвета принципа неосуждения, когда наличие каких-либо нравственных норм отрицается и подменяется моральным релятивизмом и призывом любое мнение считать сугубо персональным, а потому спорным, книга Мюррея — это глоток свежего воздуха для всех, кто считает, что определенный нравственный кодекс существует и что есть неписаные правила морали, которые могут быть нарушены.
Мюррей не предлагает нам отказаться от новозаветного «Не судите, да не судимы будете». Осуждение в его понимании не становится синонимом нетерпимости. Речь не о том, чтобы начать бросать камни во всех, кто не прав, а о том, что определенный нравственный кодекс существует и мы должны научиться правильно оценивать поступки людей с точки зрения того, что считается добром, а что злом. Основная проблема западного общества заключается в том, что любому поступку, даже самому ужасному, всегда пытаются найти оправдание в виде несчастного детства преступника, ранней смерти родителей, ужасающей среды обитания и т.д. Однако за всеми этими рассуждениями теряется понимание того, что любое преступление — это всегда свободный выбор, и у каждого из нас есть возможность поступать правильно, если мы понимаем, что это наш внутренний нравственный долг. По мнению Мюррея, современные люди разучились называть черное черным, пытаясь следовать принятой в обществе политкорректности.
Мюррей предлагает нам научиться видеть четкую разницу между can do и may do, иными словами между тем, как теоретически можно поступить, и тем, как следует поступать. Жизнь, пишет он, состоит не в том, чтобы прожить отведенные тебе годы счастливо, а в том, чтобы прожить их правильно. К сожалению, большинство людей руководствуется принципом счастья понимаемого как отсутствие каких-либо моральных требований. Главное быть вежливым, милым (nice) и не осуждать. Быть вежливым — значит среагировать на ситуацию здесь и сейчас, быть нравственным означает вести жизнь, направленную на благополучие всех окружающих, а именно проявлять доброту, сострадание, терпение и терпимость, понимание, умеренность, мудрость и так далее.
«Не делайте того, что может разрушить ваш роман с самим собой», — рекомендует Мюррей своим читателям. Если, выйдя из супермаркета и уже будучи на полпути к машине, вы обнаруживаете, что кассир дал вам сдачи на 20 долларов больше положенного, подумайте, стоят ли эти двадцать долларов того, чтобы перестать считать себя порядочным человеком.
Мюррей призывает своих молодых и более зрелых читателей начать относиться к религии всерьез, особенно тогда, когда подавляющее большинство выпускников престижных университетов убеждены, что «умные люди в это больше не верят». После того как открытие Коперника, механика Ньютона, эпоха Просвещения с ее культом Разума, эволюционистская теория Дарвина и размышления Фрейда о том, что религия — это всего лишь стремление человека выдавать желаемое за действительное, казалось бы, заставили религию потерпеть поражения по всем фронтам, Мюррей призывает нас обратиться к современным теориям происхождения Вселенной, которые так или иначе обсуждают идею о том, что жизнь не могла зародиться случайным образом.
Обретение веры — это серьезная работа, вполне себе сравнимая с получением диплома по юриспруденции. Нельзя стать религиозным человеком, сидя на пляже, попивая коктейль и ожидая просветления. Обретение веры — это чтение книг, общение с другими религиозными людьми, посещение церкви, в конце концов.
В заключение Мюррей советует всем регулярно пересматривать фильм «День сурка». Это прекрасная история о превращении беспринципного хама в полностью реализовавшуюся личность, способную получать удовольствие от жизни. Не скатываясь в откровенное морализаторство, «День сурка» — это своего рода притча, в которой затрагиваются основные вопросы добродетели, нравственности, морали и, конечно же, счастья. Все те же самые принципы изложены Аристотелем в его «Этике». Но смотреть «День сурка» намного веселее, пишет в заключение Мюррей.