Пятница, вечер. Мы с женой едем на дачу и слушаем блок новостей на канале популярной радиостанции. Ведущие с симпатичными молодыми голосами бодро обсуждают события в стране и мире. “Элон Маск, — слышу я, — в очередной раз решил всех поразить и приступает к работе над….бла-бла-бла. Строит, так сказать, дивный новый мир”. На этой фразе я расстраиваюсь, дорогая редакция. Ну не про Маска же эти слова, не про его электромобили и гаджеты. Хаксли не интересовали технологии, и свой роман “О дивный новый мир” писал он про мир людей. Не услышала меня девушка в студии. Ну и пусть. Пусть продолжает считать, что написанная по другому поводу глубокая фраза позволяет передать смысл довольно банальной новости.
Так часто бывает. Помните Гедевана Александровича у Данелии? Как гениально сказал про его английский Уэф с планеты Плюк: “Он говорит на языке, продолжения которого не знает”.
Неугомонный Маск, c которого все и началось, затеял спор со сторонниками искусственного интеллекта, и мне тоже захотелось высказаться на эту тему. Начал писать, а вопросы стали цепляться один за другой. И вдруг оказалось, от ИИ один шаг до разговора о бессмертии души, а дальше еще круче….
Очень легко было бы механически встать на позицию одной из сторон и доказывать, что ИИ — это круто или что ИИ — угроза людям. Но нет там такой простоты.
Wikipedia: Как указывает председатель Петербургского отделения Российской ассоциации искусственного интеллекта Т. А. Гаврилова, в английском языке словосочетание artificial intelligence не имеет той слегка фантастической антропоморфной окраски, которую оно приобрело в довольно неудачном русском переводе. Слово intelligence означает «умение рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект», для которого есть английский аналог intellect.
Иными словами мы опять недоучили языки. II и ИИ — это совершенно разные вещи (Примерно как Кремниевая долина, ставшая ни с того ни с сего Силиконовой).
Получается, что Маск боится всего лишь навсего компьютера, умеющего работать в соответствии со сложными алгоритмами, а читая его заявления, мы видим кадры из “Судного дня”. Поэтому мне почему-то кажется более точной позиция Цукерберга, который выступает за развитие технологий II и продвинутого компьютера не опасается. Я тоже не опасаюсь. Бояться нужно совсем другого. Чего? Людей, как обычно.
Да, даже примитивная машина может оказаться опасной. Но это если у нее вдруг проснется собственная воля. Однако воля и душа — это не машинный алгоритм. Между словами “Я думаю” и “Я хочу” разница вселенского масштаба.
Есть ли у машины душа и воля? Пока нет. Но если они не зарождаются в железе, почему бы не представить вероятность их переноса извне?
А вот здесь придется поговорить о бессмертии души. (Только не смейтесь, мои неверующие друзья. Я сам такой). Священное писание ни при чем.
Удивительным образом на мысли о душе меня натолкнул блестящий писатель Олег Дивов и его изложение статьи мыслителя и богослова Бориса Бакулина “Бессмертие души с точки зрения практической психологии”. Поиски в сети не помогли мне найти эту статью в оригинальном виде, но я увидел массу ее изложений. Фантастическая повесть О.Дивова “Саботажник” (её горячо рекомендую к прочтению) стала играть роль первоисточника для многих авторов, пишущих совсем не на фантастические темы.
Извините, конечно, но здесь придется напрячь воображение — нужно попытаться представить себе душу в форме электромагнитного импульса или поля (не это важно).
На помощь приходит Капеллан Причер, произносящий в далеком будущем проповедь в гарнизоне военно-космических сил на планете Клякса. Там, на этой планете, с громадным риском для жизни земляне добывают сырье для лекарства, позволяющего подарить бессмертие избранным и не обязательно самым достойным представителям рода.
- Нам доподлинно известно, что ни одна элементарная частица, ни одно поле, ни один вид энергии, раз возникнув, не исчезают бесследно. Они продолжают существовать, меняя лишь форму и состояние, непрерывно трансформируясь. … Сегодня мы понимаем материю как единство вещества, энергии и организации. И ни одна из этих частностей не может обращаться в нуль, что означало бы потерю материей одного из ее функциональных свойств. Превращение в нуль – фикция, реальная только с позиции абстракции науки. Таким образом полное уничтожение чего бы то ни было невозможно…
- Человек сохраняется по той же формуле! – заявил Причер жестко и директивно. Зал в ответ сдержанно взвыл от восторга. – Конечно, не как тело хомо сапиенс сапиенс, а в потенции. Сохраняется код материальной системы, образовывавшей до момента гибели организм человека. Тут все понятно, да? Отлично, дети мои. Но вот вопрос: а насколько жестко наше сознание запечатлено в этом коде? Не случится ли с ним чего после распада физического тела? Вопрос болезненный, ведь для человека самое дорогое – его личное, индивидуальное сознание, то, каким он ощущает себя. Медицина говорит: тело и душа, сома и психика неразделимы. А значит, раз сохраняется код организации системы….
Проповедь Причера нужно читать целиком и несколько раз. Хотя бы для того, чтобы вообразить, что вечная жизнь в форме сгустка электромагнитных полей требует серьезной подготовки на протяжении земной физической жизни. Не будет на том свете, ни гулянок, ни выпивок, ни ощущения превосходства над другими. Зря бритоголовые мальчики свечки ставят после очередного дела. И зря их боссы закладывают новые храмы, предполагая, что ТАМ тоже в ходу бейсбольные биты, макаровы и пачки купюр. Увы… книга полезнее.
Люди пока не знают, из чего состоит душа и воля. Но это не значит, что они не существуют. Люди вообще очень мало знают об этом мире. Каждый из нас видит вокруг себя трехмерное пространство. Сильно поднатужившись (да и то только благодаря воображению, с детства дружившему с хорошей фантастикой) я могу представить 4-мерное. Совсем тяжело и ненадолго (иначе кружится голова) могу мысленно вообразить 5-мерное. И это всё. При этом математики в состоянии своим языком описать 10-мерную и даже более сложную вселенную. А люди более-менее счастливо живут в плоском мире и совсем не переживают, что их органы чувств “не видят” большую часть того, что их окружает. Не переживают по этому поводу. Но это не совсем не значит, что невидимое не существует.
Что происходит с энергетическим кодом человека, о котором говорит наш капеллан? Становится ли он частью энергетического океана, омывающего вселенную, взаимодействует ли с другими кодами? Или это только привлекательная гипотеза? Несложно представить, что они могли бы взаимодействовать не только между собой, но и с созданными людьми техническими системами. И именно здесь, в этот момент объединения машинной памяти и огромной скорости расчетов с человеческим энергетическим кодом возникает точка переноса воли и появляется потенциальная угроза для населения планеты.
Развитие технологий приведет к тому, что однажды будут созданы системы, способные воспринимать движение наших энергетических душ. Сначала воспринимать, а потом управлять ими. Кто выиграет? Попытка взломать человеческое “Я”, “хакнуть” душу — вот что будет самым опасным из человеческих достижений. И вот этого нужно бояться.
Я бы никогда, даже в страшном сне не замахнулся бы на такую тему, если бы не опубликованная недавно в журнале CredoNew статья моего институтского товарища, а ныне доктора философии и профессора филадельфийского университета Михаила Сергеева “Философские аргументы в пользу бессмертия души и против теории реинкарнации в писаниях Абдул-Баха (Вера Бахаи)”. Как и многие мыслители, начиная с дохристианских времен, для разговора со скептиками Абдул-Баха искал рациональные аргументы в пользу бессмертия души. Упомянутый в статье седьмой аргумент оказался очень созвучен проповеди Причера.
АРГУМЕНТ СЕДЬМОЙ:
- Несуществующие объекты не оставляют следов и результатов своей деятельности.
- Человеческая жизнь оказывает длительное воздействие на мир природы и общество.
- Следовательно, дух человека есть нечто большее, нежели сочетание материальных элементов.
Автор: медиаэксперт, журналист Борис Зверев
NOTA BENE: Спасибо редакции сайта RefBews за то, что она разрешает писать вещи, которые, как мне кажется, давно уже перестали интересовать другие СМИ.