Почему мы всегда заняты? В конце концов, наши машины ездят быстрее, а почта доходит скорее, чем когда бы то ни было. У нас должно быть много свободного времени…
Социологи называют это парадоксом стиральной машины. Было замечено, что когда стиральная машина приходит на смену традиционным способам стирки, через некоторое время женщины начинают жаловаться, что они посвящают стирке не меньше времени, а больше. Это происходит потому, что их мужья и дети просят стирать больше одежды и делают это чаще.
То же самое происходит с электронной почтой. Мы получаем электронных писем больше, чем получали бумажных, при этом от нас ожидают, что мы ответим немедленно. А машины становятся причиной пробок. Сегодня в час пик добраться от одного конца города до другого на машине сложнее, чем двести лет назад в карете, запряженной лошадьми.
Может, разные культуры и экономические системы по-разному воспринимают время? Да, именно так. Наше восприятие времени основано на иудейско-христианском мировоззрении. Библейская история спасения основана на линейном восприятии времени, тогда как в большинстве других культур время воспринимается циклично. Линейное восприятие основано на возможности сегментирования времени согласно священнодействию. И неудивительно, что впервые часы появились в христианской Европе, а не где-нибудь еще.
Бешеный темп нашей жизни является ключом к пониманию современной культуры. Социология времени является новой удивительной сферой социологии. Современный период отличается от прежних по многим признакам, один из которых — постоянное ускорение.
Существуют разные виды ускорения. Один из них – это техническое ускорение: переход от повозок к машинам, от обычной к электронной почте. Другой – культурное ускорение: смена рабочих мест, места жительства и даже супругов несколько раз за всю жизнь, в то время как наши предки чаще всего жили в закрепленных и неменяющихся условиях самовосприятия. Однако особенной современной чертой является психологическое ускорение: постоянное ощущение, что нам не хватает времени в наших днях, неделях и жизнях.
Сегодня самый ценный навык хорошего работника – это способность выполнять множество задач. Способность к многозадачности является необходимой чертой в современной экономике и культуре. Однако мы испытываем все больше стресса в связи с необходимостью «вертеться как белка в колесе». Мы не можем вернуться в до-современное окружение, я имею в виду на постоянной основе, хотя мы можем провести несколько дней в отпуске, живя совершенно по-другому. Однако исследования доказывают, что мы должны заниматься многозадачностью умеренно или рискуем потерять способность сосредотачиваться на том, что мы делаем.
Какие стратегии используют люди, чтобы «замедлиться»?
Проведение нескольких дней на ферме или даже в монастыре в качестве отпуска становится весьма популярным, поскольку помогает нам отвлечься и восстановить силы. Это очень важно, поскольку депрессия – это еще одна реакция на ускорение со стороны наших тел и мозга.
Однако есть ли способы замедлиться и избежать депрессии? Например, если мы влюбляемся, мы учимся «терять ощущение времени» с нашим возлюбленным. То же самое справедливо для духовной стороны: мы учимся «терять ощущение времени» наедине с Богом.
Если религия обеспечивает «островки замедления», означает ли это, что люди станут больше обращаться к религии?
Молитва, размышление, ритуалы – это все силы замедления. Как традиционные, так и новые формы религии предлагают институализированные «острова» замедления, такие, как монастыри или центры уединения. Я полагаю, что духовность не исчезает, совсем наоборот, хотя то, какие формы религии будут процветать, а какие станут жертвами ускорения, которое не оставляет много времени для посещения церкви, – это интересный вопрос.
Какую особую значимость имеет время, проведенное с больным человеком?
Интересный комментарий сделал Папа Франциск, чьи документы и речи показывают, что он не только знаком, но и обеспокоен научной литературой по ускорению. Больные и пожилые люди живут в собственном времени, отличном от нашего. Когда мы проводим с ними время, мы можем войти в «святое время», которое само по себе является противоядием к чрезмерному ускорению.
Недавнее послание Папы Римского «Laudato Si» предполагает, что мы должны пересмотреть наши отношения с технологиями. Однако разве технологии не призваны к тому, чтобы решить проблему ускорения? Именно этот миф пытается развеять послание Папы Франциска. Технологии могут помочь, но не могут решить антропологическую проблему. Нам нужно пересмотреть свой образ жизни и увидеть, какие изменения необходимо сделать. Это антропологическая, политическая и, возможно, теологическая проблема, а не чисто технологическая.
В своей книге «Быстрее» (Faster) популярный автор научных публикаций Джеймс Глейк (James Gleick) приводит сотни примеров нашей культуры мгновенного кофе, секса, выплаты и удовлетворения. Однако никаких решений! Могут ли наши жизни все больше убыстряться?
Некоторые считают, что могут. Один из социологов, создавших сферу социологии времени, Хартмут Роса (Hartmut Rosa), полагает, что ускорение, скорее всего, приведет нас к катастрофе, как к экологической, так и политической, потому что все, исключенные из общего ускорения, восстанут и начнут войну, которая может в конечном итоге поставить под угрозу выживание человечества.
Я менее пессимистично настроен и полагаю, что религия может сыграть ключевую роль в том, чтобы мы поняли риски, пока еще не поздно. И что мне особенно нравится в последнем послании Папы, так это идея о том, что эстетика и искусство также будут играть важную роль. Если мы научимся замирать перед красотой, пейзажем, шедевром искусства, тогда определенно у нас еще есть надежда.
Автор: Массимо Интровинье (Massimo Introvigne) – профессор социологии религии в Папском салезианском университете в Торино, Италия, и автор более шестидесяти книг по современному религиозному ландшафту.
Источник: MercatorNet