По всем показателям уходящий 2016 год был беспокойным. Помимо увеличения крайне правого экстремизма, «Брегзитрампа» и ужасов Алеппо, на улицах многих городов мира наблюдалось множество забастовок, антиправительственных протестов и беспорядков.
Политическое наследие Арабской весны и британские протесты 2011 года начали приносить свои плоды: сопротивление предполагаемой несправедливости государственной власти продолжает нарастать. В самом деле, количество подпольных организаций и групп активистов, таких, как партизаны-скейтбордисты и количество движений против реноваций запущенных районов Лондона, а также армия гуманитарных волонтеров в такие места, как Джунгли Кале, быстро увеличивается. В свете всего этого неудивительно, что восстание, сопротивление и протест отзываются в современной популярной культуре.
Последний фильм франшизы «Звездных войн», который называется «Изгой-один», представляет нам именно такой сюжет. Это первый из (без сомнений, многих) «спин-оффов» вселенной Звездных войн, который рассказывает историю о том, как группа повстанцев крадет планы Звезды Смерти из-под носа Галактической Империи, на которую есть отсылка в первом фильме «Звездных Войн» 1977 года.
Поскольку «Изгой-один» несколько отстранен от саги, фильм волен свободно распоряжаться надоевшими банальностями, низкосортной редакцией и однообразными мотивами борьбы добра против зла, света против тьмы, которые присутствуют в основных фильмах. Под руководством Гарета Эдвардса (Gareth Edwards), режиссера таких картин, как «Годзилла» и «Монстры», фильм смотрится гораздо напористей и несколько мрачнее. Эдвардс даже получил разрешение привнести в ленту, пусть и на короткий момент, свой отличительный знак — скользкого монстра с щупальцами.
История разворачивается вокруг героя Джин Эрсо, которую с убийственной серьёзностью умело сыграла актриса Фелисити Джонс (Felicity Jones). Зритель впервые встречает Эрсо в прологе, когда, будучи еще девочкой, она избегает поимки солдатами Империи. Повзрослев, девушка вступает в ряды повстанцев и ведет группу бывших уголовников на казалось бы безнадежную миссию: им нужно похитить планы Звезды Смерти и спасти галактику от тоталитарной Империи и ее оружия по уничтожению планет (это привело к тому, что некоторые несколько несправедливо окрестили эту картину «11 друзей Оушена в космосе»).
Эдвардс смог создать менее клишированный фильм о Звездных Войнах (придумав весьма саркастичного дроида К-2SO, ставшего лучшим не-человеческим персонажем «Звездных Войн» после Йоды), сохранив при этом небольшие отсылки и воссоздав зловещую устрашающую атмосферу власти Дарта Вейдера. В частности, фильм содержит одну климатическую сцену, которая откатывается на годы назад и возрождает тот ужас, который сделал Вейдера классическим кинозлодеем.
Однако фильм не допускает никаких компромиссов в отношении эффектных визуальных картин. Сцены битв на фоне тропических пляжей придают кино некую атмосферу Второй мировой войны, а компьютерная реинкарнация Моффа Таркина в исполнении Питера Кашинга (Peter Cushing) просто захватывает дух. Эта картина весьма профессионально связана с первым фильмом саги, выливаясь в весьма напряженный финал.
Таким образом Эдвардс сохранил каноны Звездных Войн, создав при этом сюжет, который делает разделение на добро и зло, правильное и неправильное более сложным. В частности, это заметно по внутренней борьбе в организации самих Повстанцев. После того, как забирают отца Эрсо, ее воспитывает Со Геррера, «экстремист», которого не принимает даже движение Сопротивления. Широкий спектр политической мысли, который характеризует подрыв государственных устоев и протест против существующей власти, тоже показан в фильме. Псевдодуховность, комический цинизм, личные обиды и пожизненная битва за идеалы — все это представлено в образе бойцов, которых Эрсо собирает на борьбу.
Эстетическая привязка Империи (и ее реинкарнация в виде Первого Ордена в «Пробуждении Силы») к нацистскому режиму делает фильмы о «Звездных Войнах» гораздо более прозорливыми, чем они должны быть. То, что «Изгой-один» вышел именно сейчас, в конце 2016 года, и что он показывает политически разношерстный набор повстанческих идеологий, направленных против тоталитарного и фашистского режима, наверняка произошло случайно. Однако кино, более чем любое другое средство массовой информации, имеет силу подключаться, проверять и катализировать скрытые настроения в обществе.
«Изгой-один» поднимает тему восстания, усиления и активизма перед лицом широкомасштабной несправедливости, однако также говорит о политических сложностях, которые с этим связаны. Объединение различных групп активистов в одно политическое движение сопряжено с большими сложностями: идеологическими различиями между разными группами, эмоциональным и физическим выгоранием, искушением популярности и предательства, а также многими другими подводными камнями.
Вот почему кино является важным ресурсом сдерживания подобных практик. Оно может стать ударом по рукам надежды и вдохновения (как это было с фильмом Дени Вильнёва «Прибытие», который вышел в день победы Трампа на выборах в США).
«Изгой-один» тоже напрямую играет на подобных чувствах, неоднократно повторяя, что «восстания построены на надежде». Это важная истина, которая без сомнения будет разрастаться по мере того, как события 2016 будут разворачиваться в последующие годы. «Изгой-один» смог мастерски коснуться этих настроений, а сделать нечто подобное, используя коммерческий проект Disney, — это уже впечатляющее достижение.
Источник: The Conversation