Московский филиал Singularity University проведет 4 октября на площадке Робостанции ВДНХ Singularity University Sputnik Day, — встречу, посвященную обсуждению новых возможностей и перспективам развития космической отрасли.
Основным лейтмотивом встречи станет тема «Космос: новые пути решения старых проблем. Будущее в космосе? Сценарии для человечества».
Дата выбрана не случайно, ровно 60 лет назад был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.
Refnews побеседовал с амбассадором Singularity University в России, директором InfraFund РВК Евгением Кузнецовым о российском Singularity University.
СПРАВКА: Singularity University — глобальное сообщество, использующее экспоненциально развивающиеся технологии для решения глобальных мировых вызовов. SU было основано в феврале 2009 года американским изобретателем и футуристом Рэем Курцвейлом, первопроходцем в области технологий оптического распознавания текста и компьютерного распознавания речи, совместно с главой фонда X PRIZE Foundation Питером Диамандисом, основоположником космического туризма и компании Planetary Resources по добыче ресурсов на астероидах. Корпоративные учредители SU – NASA, Google, Cisco, Nokia, Autodesk, Genentech, Kauffman, ePlanet Capital.
Образовательная и инновационная платформа Singularity University дает возможность частным лицам и организациям, используя проверенные бизнес-модели, наборы навыков и профессиональное сообщество, создавать прорывные решения при помощи новейших технологий, таких как искусственный интеллект, робототехника и цифровая биология.
Процесс обучения делится на ресурсные и социальные направления, включая в себя: образование, энергетику, безопасность, космос, управление здоровьем, и «проекты, которые изменят жизнь 1 млрд. человек». Сегодня в сообществе Singularity University состоят более 140 000 человек в 73 филиалах 45 стран.
— Расскажи, зачем нам SU в России?
— Singularity University — это прежде всего, networking людей, разделяющих определенные принципы. В России уже сформировался достаточно мощный класс глобально интегрированных предпринимателей, инвесторов, чиновников, интеллектуалов, всех тех, кто живет миром глобальных ценностей. Я имею в виду не модные глобальные политические повестки, это по-настоящему сегодня никого не интересует. Глобальные ценности — это желание жить долго и счастливо, победить болезни, осваивать космос, сделать рывок в развитии человеческой природы, к примеру, серьезно увеличить продолжительность жизни. Новому классу нужна некая интеллектуальная платформа, клуб, система коммуникаций ценностей, и все это представляет собой отличное поле деятельности для Singularity University. Одной из фундаментальных глобальных ценностей, продвигаемых SU, является ценность предпринимательской культуры как нового принципа образования бизнеса. Технологическое предпринимательство, представляющее собой синтез предпринимательства и изобретательства, ранее было уделом единиц, но сейчас развернулось как массовый феномен в Кремниевой долине. Singularity University очень тонко владеет этой культурой как на уровне ее описания, так и его воспроизводства. Пока мы в России все наши потуги участия в мировой технологической революции будем сводить к перераспределению бюджетов между госкорпорациями, мы не добьемся ничего вообще. Единственный шанс для нас — это создание зачатков «кремниевых долин», которых даже в самом позитивном сценарии в России может быть не более трех. Потому что всего в мире их будет 10-20. Если у нас возникнет хотя бы одна подобная «долина», мы присоединимся на равных правах к участникам глобального процесса. Если не будет ни одной, мы просто будем зоной освоения. Ставки очень высоки.
— Как управляется SU?
— Это очень свободное community. У нас есть группа из пяти человек. Роли распределены, все делаем на энтузиазме и принципе волонтерства. Дальше, я уверен, постепенно обрастем сетью партнеров, которым близки наши ценности и методы. В перспективе планируем разрабатывать образовательные, акселерационные программы. В общем, жизнь SU в России организована по правилам Singularity University во всем мире.
— Что движет людьми, продвигающими идею сингулярности? Желание преодолеть биологическую смерть?
— Одна из фундаментальных моих мыслей состоит в том, что барьером человеческой жизни является не биология, а сознание. Мы перестаем генерировать себе цели достаточной глубины, чтобы существовать ради их достижения. Человек будет жить 600 лет тогда, когда он будет планировать как минимум лет на 200. Каким бы ни был человек продвинутым и творческим, самый длинный цикл его планирования — 20 лет. Срок, за который вырастает твой ребенок. Длиннее мы себе пока ничего не придумали. Даже если говорить о создании глобальной компании, тот тут цикл занимает 5-10 лет.
— Ты не считаешь, что мы навечно ограничены своей биологией?
— Это моя любимая тема. Понятно естественное биологическое ограничение, но человечество постепенно перерастает свою биологию. И есть долгосрочные цели для того, чтобы кратно продлить жизнь. Если мы говорим о дальней космической колонизации, возможности долететь до ближайшей планеты «зоны Златовласки», то любой план на эту тему будет охватывать минимум 50 — 60 лет. Условно говоря, план деятельности какой-нибудь мегакорпорации, провозгласившей колонизацию ближайшей звездной системы, будет простираться как минимум на полвека. Это уже достаточный разбег для увеличения продолжительности человеческой жизни как минимум в два раза. Каждый, кто зайдет в подобный проект, захочет дожить до момента его удачного завершения. Появляется долгосрочная мотивация. Мы понимаем, что процесс продления жизни уже начался, но реально технологически воспроизводимым омоложение и раздвижение горизонта жизни станет лет через 20 лет. Соответственно любой фонд, или энтузиаст, инвестирующие в подобные проекты, должны мыслить категориями двадцати лет, как минимум. Рассчитывать на успех через пять лет, это смешно. Поэтому, в каком-то смысле для меня сингулярность как идея, как клуб, это сообщество единомышленников, чьи горизонты мышления охватывают как минимум 20 лет.
— То есть, идея сингулярности — это некая система постановки долгосрочных целей?
— Это универсальный глобальный язык для всего человечества. Все хотят технологического, социального прогресса, все хотят личного прогресса и долгой жизни, все хотят раздвижение границ человечества, расширение возможностей человека. Это набор глобальных целей, который объединяет энтузиастов всего мира для того, чтобы добиваться всего не краткосрочно, а долгосрочно. Любые цели, даже благополучие и комфорт человека очень краткосрочны. Но когда появляется длинный горизонт, появляется возможность разбежаться, спланировать, построить свою жизнь на десятилетия вперед. Не думать о том, что будет завтра, а спокойно двигаться к тому что будет через 10-20 лет. Это очень ценный навык.
Беседовал Андрей Ретингер.