22 февраля в московском Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла откроется цикл органных концертов «И.С. Бах и европейский романтизм», на которых всемирно известный российский органист Александр Фисейский познакомит слушателей с музыкой нескольких стран и эпох, раскроет традиции заимствования различных композиторов из баховской музыки.
В первом концерте своего уникального авторского цикла Александр Фисейский представит органные произведения Баха и немецких романтиков, на которых так сильно повлияло творчество их великого предшественника. Помимо самого Баха будет звучать музыка Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа и Макса Регера.
Александр Фисейский, заслуженный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, пользуется огромным авторитетом среди российских и зарубежных органистов, одновременно являясь исполнителем, педагогом и исследователем. Следующие два концерта его цикла (которые состоятся в апреле и июне этого года) познакомят слушателей с музыкой французского и русского романтизма.
Александр Фисейский учился в Московской консерватории у блистательных педагогов Веры Горностаевой (по классу фортепиано) и Леонида Ройзмана (по классу органа). Он выступал со многими именитыми оркестрами, солистами и певцами, участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, записал свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах, осуществил премьеры сочинений многих современных композиторов.
Значительные события исполнительской карьеры органиста связаны с именем Иоганна Себастьяна Баха. Фисейский, можно сказать, прославился неоднократным исполнением цикла из всех органных сочинений Баха в городах России и бывшего СССР. 250-летие со дня смерти Баха в 2000 году органист отметил уникальными сериями концертов, четыре раза исполнив все органные произведения великого немца на его родине. Причем в Дюссельдорфе этот цикл был исполнен в течение одного дня (исполнение длилось 19 часов!). Компакт-диски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» были изданы немецкой фирмой Griola, а Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса).
Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах. Активную концертную деятельность Фисейский совмещает с педагогической работой, возглавляя кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных. Он проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), является вдохновителем и инициатором фестивалей органной музыки (это, например, фестиваль «Девять веков органа» и ежегодный Международный симпозиум «Орган в XXI веке»).
Откроет концерт величественная Прелюдия и фуга до мажор (BWV 531) Баха, вслед за которой прозвучат три его хорала: Kyrie, Gott heiliger Geist («Господи, Бог Святой Дух»), который несёт в себе мощнейший энергетический заряд, Dies sind die heil’gen zehn Gebot («Се священные десять заповедей»), где различными музыкальными средствами изображается мир первозданной чистоты, порядка и гармонии, частью которого была незамутненная первородным грехом душа обитателей рая, и исполненная драматизма композиция Wir glauben all’ an einen Gott («Мы веруем все во единого Бога»).
Органное искусство композиторов XIX столетия тесно связано с полифонической традицией и её жанровой системой. Музыкальный романтизм явился прямым продолжением романтизма литературного. Утверждение национального начала в искусстве выразилось в выработке национального музыкального языка. Эти тенденции ярко проявились и в органном творчестве, опиравшемся на более чем двухвековую немецкую органную традицию — одну и самых «национальных» традиций в Германии. В романтической музыке современные элементы гармонично сочетаются с традиционными (идущими из фольклора, духовной музыки, искусства композиторов прошлого). Наряду со стремительным обновлением музыкального языка композиторов-романтиков, в их произведениях мы всегда наблюдаем яркий диалог с собственным историческим прошлым, выраженным главным образом в музыке Баха. Важным моментом для романтиков, например, является воспроизведение структурных и интонационных особенностей протестантского хорала. Именно поэтому так много «хорального» прозвучит на этом концерте.
Феликс Мендельсон был связан с органом на протяжении всей своей творческой жизни. Как и Бах, он много работал в Томаскирхе — Церкви святого Фомы в Лепциге. Постоянно путешествуя с концертами по европейским странам, он «тестировал» огромное множество органов. После того, как Мендельсон дал органный концерт в Церкви святого Фомы, деньги от которого пошли на постройку первого памятника Баху, он стал общепризнанным мастером органного исполнительства.
В середине XIX века романтики размежевались: вокруг Вагнера и Листа группировалась т.н. веймарская школа, выступавшая за коренное обновление музыкального языка, новые формы, программность, синтез музыки и драмы. Иной была позиция некоторых других композиторов, в частности, Иоганнеса Брамса: стремясь к гармонии нового и традиционного, он не считал, что классические жанры и формы исчерпали себя и их нужно обязательно заменить чем-то новым. Отдав дань новым романтическим жанрам (миниатюре, балладе, рапсодии), он возрождал и принципы старинных жанров и форм, в том числе органной хоральной прелюдии. Александр Фисейский исполнит три хоральные прелюдии Брамса, соч. 122: Es ist ein Ros' entsprungen, Herzlich tut mich verlangen и O Welt ich muss dich lassen. Впрочем, Ференц Лист тоже обратил внимание на этот старинный жанр и создал Вариации на известнейшую баховскую тему einen, Klagen, Sorgen, Zagen («Слёзы, жалобы, заботы») — они тоже будут исполнены.
Завершит концерт произведение Макса Регера — Интродукция и пассакалья ре минор. Жизнь этого знаменитого немецкого композитора, пианиста, органиста и педагога была так же, как жизнь Баха и Мендельсона, во многом связана с Лейпцигом: Регер работал дирижёром в университете Лейпцига с 1907 года, а затем был профессором композиции лейпцигской консерватории.
Следующие два концерта цикла Александра Фисейского состоятся там же, в Соборе свв. Петра и Павла, 19 апреля («И. С. Бах и французский романтизм») и 28 июня («И. С. Бах и русский романтизм»). В первом помимо произведений Баха будет звучать музыка С. Франка, Л. Боэльмана и Л. Вьерна, во втором — М. Глинки, В. Одоевского, К. Хомилиуса и А. Глазунова.