Get on Up – байопик, рассказывающий историю легендарного Джеймса Брауна, исполнителя знаменитой на весь мир песни «I Feel Good (I Got You)», вполне можно назвать главным фильмом 2014-го года, который посвящен легендарной личности. Такие картины снимают довольно редко, еще реже они получаются действительно интересными.
Биопики о суперзвездах дело затратное и масштабное. Именно поэтому фильм Тейлора Хэкфорда «Рэй» о легенде ритм-энд-блюза Рэе Чарльззе, снятый с колоссальным размахом, стал почти шедевром, а фильм о гитаристе-виртуозе «Джими Хендрикс» Джона Ридли подвергся сильной критике, поскольку получился очень камерным, скучным и затянутым. А разве биография одного из самых скандальных музыкантов в истории музыки может быть скучной и затянутой? Абсурд! Обычно на 10 байопиков приходится порядка семи «мимо кассы», и гораздо реже они получаются по-настоящему увлекательными. Биопики о великих группах и музыкантах требуют зрелищности, огромного количества музыки и почти идеальной схожести главного героя с тем исполнителем, которого он представляет на экране. Именно поэтому фильм Оливера Стоуна «The Doors» об одноименной группе по сей день считается непревзойденным шедевром, где главная роль досталась почти идентичному внешне с Джимом Моррисоном Вэлу Киллмеру. Картина должна быть снята так, чтобы критиковать ее имели право только сами музыканты, как и получилось с The Doors. На мой взгляд, почти того же эффекта достиг Антон Корбейн – автор лучших фотографий и клипов Depeche Mode, дебютировавший в кино с фильмом «Контроль» о культовой британской пост-панк группе Joy Division. Корбейн смог погрузить зрителя в атмосферу индустриальной Великобритании конца 70-х настолько мастерски, что приходилось после просмотра стряхивать с себя пыль доков Солфорда.
Джеймс Браун – артист такого уровня, что снимать о нем затянутые и скучные фильмы было бы настоящим преступлением, за которое в обязательном порядке создатели должны были бы понести уголовное наказание. Фигура он настолько влиятельная и важная для истории музыки, что переоценить его даже при очень сильном старании практически невозможно. Джеймс Браун является «крестным отцом соула» и родоначальником жанра «фанк». Его песни «I Feel Good (I Got You)», «Please, Please, Please», «It's a Man's Man's Man's World», «Papa's Got a Brand New Bag» знает весь мир. Свои гуттаперчевые движение он позаимствовал еще в детстве у пятидесятнического пастора, проводившего свои служения в лучших традициях «пробуждения Азуза Стрит» (движение, распространившее пятидесятничество в начале XX века), изворачиваясь на сцене во время песнопений как уж на сковородке. Хотя какой «черный» музыкант тех лет не был вдохновлен церковными песнопениями? Посещавший церковь Джеймс отнюдь не был пай-мальчиком. Будучи подростком, он получил тюремный срок за кражу выходного костюма, но именно тюремная площадка стала для него первой ступенькой к мировой сцене.
В 1965 почти весь звездно-полосатый континент пел его бессмертный гимн «черного поколения» 60-х:
I feel good
I knew that I would now
I feel good, I knew that I would now
So good, so good
I got you
Картина Тэйта Тейлора (автора «Прислуги», одной из лучших драм последних лет) показывает почти развернутую историю легендарного Чарльза Брауна. Что интересно, главная роль досталась Чедвику Аарону Боузману — главному герою фильма «42» о начале карьеры знаменитого Джеки Робинсона – первого чернокожего игрока, попавшего в Главную лигу бейсбола. Второй раз подряд он играет человека, прошедшего путь через тернии к звездам.
Фильм получился очень музыкальным, ярким и динамичным, и, что самое важное, не затянутым. Помимо самого Джейса Брауна в фильме в эпизодах появляются актеры, играющие Литтл Ричарда, The Rolling Stones, Сэма Кука и других, что делает картину еще более интересной. Со-продюсером фильма стал бессменный голос The Rolling Stones Мик Джаггер – большой поклонник фанка, ретроспективного ритм-энд-блюза и самого Джеймса Брауна. Жаль, что сам Браун не дожил до этой картины.