Вторник, 3.06.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

от Редактор
16.04.2025
в Авторские материалы, В России, Наука, О главном
1 мин чтения
Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

«Мы сами — часть тайны, которую пытаемся разгадать». Макс Планк.

Эпистемологический инстинкт в нашей основе. Мы стремимся проникнуть в глубочайшие тайны материи, в структуру Вселенной и фундаментальные законы, управляющие бытием. С появления первых натурфилософов в античности и вплоть до новейших теорий современной физики наше понимание строения материи усложнялось, видоизменялось и расширялось. Однако в философских и научных кругах всё чаще встаёт вопрос о том, не достигли ли мы в своём познании некоего предела, за которым реальность либо остаётся навсегда непостижимой, либо требует таких способов её осмысления, которые фундаментально недоступны для нашего ума и языка.

С одной стороны, идея предела человеческого познания часто связывается с религиозными или метафизическими воззрениями, от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля. С другой — в современной науке также прослеживается линия рассуждений, близкая к предположению, что есть фундаментальная черта, отделяющая постижимое от непостижимого. Главным образом, эта дискуссия достигает кульминации в квантовой механике и физике элементарных частиц, где сама природа изучаемых явлений ставит под сомнение классические представления о наблюдении, объекте и субъекте. В своих «Лекциях по физике» Ричард Фейнман сформулировал мысль, которая отражает всю глубину человеческой растерянности перед новыми фактами: «Я думаю, что могу смело утверждать: никто не понимает квантовую механику». И хотя эту цитату можно воспринимать как шутливое преувеличение, она подчёркивает центральную проблему: чем глубже наука проникает в микромир, тем больше наш языковой, логический и интуитивный аппараты перестают соответствовать открывающимся реалиям.

Впервые вопрос о границах научного знания и одновременно о границах языка в явном виде поставил Иммануил Кант в своём сочинении «Критика чистого разума». По Канту, ум ограничен рамками возможного опыта, а «вещь в себе», лежащая за пределами чувственного восприятия, остаётся непознаваемой. Впоследствии кантовская традиция получила продолжение в немецкой классической философии, а также в неокантианстве, где мыслители — хотя и в разных аспектах

— указывали на непреодолимые различия между тем, что человек воспринимает, и тем, каково это «на самом деле». В более поздние времена Людвиг Витгенштейн в «Логико-философском трактате» заключал: «О чём невозможно говорить, о том следует молчать». Эта известная фраза часто интерпретируется как указание на существование логико-лингвистических барьеров, не позволяющих человеку высказаться корректно о некоем реальном «мире» за рамками нашего языка.

Однако если Кант и Витгенштейн говорили о трансцендентных или логических границах мышления и языка, то в XX веке появились более конкретные физические и математические аргументы предела познания. Одним из первых крупных вызовов здесь стала теория относительности Альберта Эйнштейна. Она потребовала смены классической парадигмы пространства и времени, показав, что интуитивно привычные представления могут быть переосмыслены радикальным образом. Но даже Эйнштейн в своих письмах к Максу Борну проявлял обеспокоенность тем, что квантовая механика ставит нас перед ситуацией, когда «Бог играет в кости». Эта ироничная формула отразила внутренний кризис в понимании фундаментальных процессов реальности: эйнштейновский детерминизм ломался перед вероятностными уравнениями квантовой теории.

Полный текст статьи вы можете прочитать по ссылке.

Автор: Андрей Резниченко, Член научного комитета премии «ВЫЗОВ», руководитель редакции «Наука» ИА ТАСС, руководитель Гильдии научных журналистов Союза журналистов России, «Почётный работник науки и высоких технологий Российской Федерации»

Предыдущий Пост

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Следующий Пост

Эксперименты театра «среда 21»

Связанные Посты

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

03.06.2025

На исторической сцене Большого театра 29 мая прошла премьера балета «Конек-горбунок». Это первый балетный спектакль Большого под руководством Валерия Гергиева....

Эксперименты театра «среда 21»

Эксперименты театра «среда 21»

01.06.2025

«Среда 21» - так называется независимый камерный театр продюсера Татьяны Лукьяновой. Это небольшое здание в модном пространстве Москвы среди зеленых...

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

Росатом создает энергетику будущего

Росатом создает энергетику будущего

21.01.2025

Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут стать быстрые ядерные реакторы. Эти высокотехнологичные установки...

Супермощные вспышки на звездах типа нашего Солнца происходят раз в столетие — ученые

Супермощные вспышки на звездах типа нашего Солнца происходят раз в столетие — ученые

25.12.2024

Ученые выяснили, что на звездах, схожих с Солнцем,  раз в сто лет происходят «супервспышки» сопоставимые по силе с «событием Каррингтона»....

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

25.12.2024

Будущее энергетики: важность развития быстрых ядерных реакторов Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут...

Загрузить Еще
Следующий Пост
Эксперименты театра «среда 21»

Эксперименты театра «среда 21»

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

Top Stories

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

03.06.2025
Эксперименты театра «среда 21»

Эксперименты театра «среда 21»

01.06.2025
Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024