«Фарца» — жаргонное словечко, произошедшее от английского «for sale», собрало вокруг себя целое поколение модников 60-70-х годов, когда зарубежные товары в СССР было днем с огнем не сыскать.
На продажу шло все, что имело на развороте надпись «made In…», но в первую очередь ценилось то, что именовалось «made in USA». Эта надпись была гарантом качества, уровнем престижа и словно козырь крыла всё, что было последним писком моды.
Совсем молодой российский режиссер Егор Баранов решил напомнить зрителям о том интересном времени, когда «Фарца» вопреки заветам партии сеяла тлетворное влияние Запада по всему Советскому Союзу. Сценарий к фильму писали Александр Котт («Елки2», «Елки3», «Елки4») и вторая половина музыкального балагана Кабаре-дуэт «Академия» — телеведущий, актер и кинопродюсер Александр Цекало.
По задумке сценаристов и режиссера зритель должен был окунуться в атмосферу Москвы 60-х, когда по центральным улицам города, возле ГУМ’а и отеля «Интурист» околачивались те самые «фарцовщики» в поисках ценных экземпляров тех или иных вещей. Они могли бы даже не работать, а жить себе припеваючи от выручки с перепроданных модных джинсов или женских туфель. Но, дабы не получить статью за «тунеядство», и не провести следующие два года жизни в колонии или не быть приговоренным к исправительным работам на срок от шести месяцев до одного года, «джентльмены удачи» выходили на свою «вторую работу», как правило, по вечерам, после официального трудового дня.
Главная суть их «предпринимательской» деятельности заключалась в возможности подешевле купить, чтобы потом подороже перепродать. Ведь только они могли достать столь редкие и столь желанные вещи для продвинутого советского человека. Если «фарцу» ловили, отпуск в местах не столь отдаленных им был обеспечен. Другой вид «фарцы» — «валютчики». Тут и риск был выше, и статья тяжелее (вплоть до расстрела), зато при успешном исходе дела «валютчик» мог выручить куда больше денежных средств, чем «фарцовщик». Но на валюте и тряпках герои фильма не остановились.
Егор Баранов снял сериал, рассказывающий об истории дружбы четырех московских парней, которые по злому року судьбы были вынуждены стать на путь сначала «фарцовщиков», затем и «валютчиков», пока их не закрутило в воронке криминального мира. Все четверо стали «гардемаринами» черного рынка. Окунуть в атмосферу 60-х удалось благодаря девственной атмосфере старой части Минска, где российские режиссеры очень часто снимают фильмы о советской эпохе, в частности этим известен Валерий Тодоровский. Без актеров Тодоровского тоже не обошлось, свои роли получили главные герои «Оттепели» Александр Яценко и Евгений Цыганов (он играет закоренелого «валютчика»). Сериал получился немного скомканным, неровным, но довольно интересным. Актеры справляются со своими ролями хорошо, да и у кого повернется язык ругать Алексея Серебрякова (следователь) или Евгения Стычкина (преступник).
Другое дело, что сериал получился несколько сахарным. То есть герои свободно проворачивают операции по скупке «досок» (старых и ценных икон) и крутят сотнями тысяч долларов, а кроет их один лишь сомнительный «авторитет». В реальной жизни все было бы далеко не так просто. Поэтому у меня сложилось впечатление, что режиссер просто хотел снять светлую картину о крепкой дружбе, добавив в нее ярких красок и всего лишь щепотку остроты. С другой стороны, этот сериал, в общем и целом, удался, в отличие о претенциозного «Шулера», вышедшего 2013-м, где плохо и неправдоподобно было все.