«Среда 21» — так называется независимый камерный театр продюсера Татьяны Лукьяновой. Это небольшое здание в модном пространстве Москвы среди зеленых крон и ярких цветочных клумб. Среда 21 не несет на себе бремя определенного репертуара, жанра или концепции главного режиссера. Это свободное пространство для творческого поиска, смелых экспериментов, формирования новых выразительных форм и создания особой зрительской атмосферы. Со своими проектами здесь бывают Волкострелов и Павлович, «Невидимый театр» из Питера, центр театрального мастерства из Нижнего Новгорода и другие любопытные коллективы.
Главным хитом среди зрителей считается «Капитал» Маркса в сценической версии режиссера Нади Кубайлат. Номинант премии «Золотая маска» 2023: «Драма. Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая мужская роль». Согласитесь, любопытно посмотреть на игровую постановку из заведомо неигрового материала. Я же посетила другой эксперимент Среды 21 — спектакль «Посторонний» по роману Альбера Камю режиссера Дарьи Макаровой в исполнении Семена Шкаликова и Аси Белой.

Признаюсь, роман не читала, лишь знала, что Камю — французский философ, журналист, писатель, драматург и даже боец французского Сопротивления. Яркий представитель экзистенциализма. Ну это стало ясно с первых минут спектакля — темно, голые стены, стол, стул, гроб и вся жизнь — абсурдная попытка вырваться из вечной тюрьмы души и тела. Застенок для героя — вполне уместен для последних воспоминаний, сплошь, конечно, печальных, убогих, порой вызывающих в своей жестокости, и равнодушие главного героя — учителя Мерсо- настолько созвучно происходящему, что у меня сложилась абсолютная гармония восприятия. Без привязок, сочувствия, боли утраты, радости любви есть свобода — невероятная свобода, дающая Мерсо «невыносимую радость бытия».
Сценография намеренно скупа, но появление дополнительного раздражителя зрительского внимания «Сопровождающего» весьма оживляет спектакль. Меняются маски — от уродливых к крикливым, с ярко напомаженным ртом, качает головами беззубое старичье, скулит собака, вертится на столе прокурора огромная муха… Семен Шкаликов — прекрасный чтец! Это самое главное для моноспектакля. Он чувствует текст нутром, головой и сердцем, проживает его по-житейски и глубоко духовно. Он и главный герой, и все персонажи, и все их действия, и даже их чувства. Он сдержан, лаконичен, ленив, он никому ничего не хочет доказывать, для себя и мира он объективно принят и понят, и …. устал. Спасибо всем создателям спектакля, что мы не устали, что мы внимали, понимали и получили огромное удовольствие от красивого прочтения красивого текста. Надо теперь сходить на «Капитал»!
Автор: редактор рубрики «Культпоход» Анна Виноградова