Обещание Японии усилить сотрудничество по безопасности с США может стать разумным ответом на изменение в геополитическом раскладе, однако это может спровоцировать соседей.
Миролюбивая Япония отказалась от своего привычного «безобидного» амплуа, чтобы занять более значимую военную позицию, к радости своего американского союзника. Другие – а именно соседи – не считают эти перемены столь радужными.
Стоя перед американским и японским флагами на официальной встрече в Токио, прошедшей на прошлой неделе, второй человек в Пентагоне и заместитель министра обороны США Боб Уорк (Bob Work) объявил, что обе страны переживают «переломный момент своего сотрудничества».
Это простое, однако весьма значительное изменение. До сих пор договор обязывал США прийти на защиту Японии в случае нападения, однако японская конституция – как утверждает официальная интерпретация документа – запрещала японцам поступить так же, если атаке подвергаются Соединенные Штаты. Именно это условие изменилось. Это звучит логично и вполне естественно, однако власти Кореи и Китая считают иначе, поскольку обе страны открыто или тайно поддерживали старое соглашение, которое, на их взгляд, сдерживало Японию и обеспечивало стабильность в регионе.
США и Япония являлись близкими союзниками с тех пор, как Америка оккупировала Японию после Второй мировой войны и дописала пацифистскую поправку в конституцию островного государства, о чем многие его граждане часто сожалели. Однако теперь страна с опасением наблюдает за снижением американского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Причина этому – растущий и уверенный Китай. Попытка Пекина заявить свои права на Острова Сенкаку (Дзяою для китайцев) в Восточно-китайском море и провоцирующие действия в международном воздушном пространстве выводят из себя как властей в Вашингтоне, так и в Токио. Однако напряженные отношения между Японией и соседней Южной Кореей, между Северной Кореей и, в общем-то, всеми остальными также действуют на нервы Вашингтона и Токио. В ответ Америка и Япония решили укрепить свои взаимоотношения, приняв меры по достижению более близкого сотрудничества в сфере безопасности.
Это вызывает особое беспокойство Китая. Когда премьер-министр Японии Синдзо Абе (Shinzo Abe) объявил, что его администрация приняла решение ослабить ограничения, принятые после Второй мировой войны касательно военных сил страны, китайское государственное новостное агентство Xinhua назвала эти изменения «жестким нарушением» пацифистской конституции Японии. Абе также столкнулся с критикой со стоны японской общественности, которая настроена решительно против войны. Один из протестующих в Токио поджег себя накануне заявления Абе, сделанного в июле, из-за чего попал в больницу с серьезными ожогами.
Однако администрация в Вашингтоне приняла это решение с большой радостью. «Я думаю, что через десять лет люди будут оглядываться на это время и говорить, что это был один из знаковых моментов, который обеспечил мир, процветание и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – заявил Уорк.
Существует ряд возможных последствий этого изменения конституционного запрета, причем о последствиях говорят как критики, так и сторонники перемен.
Оппоненты воинственного Абе боятся возвращения милитаризма времен Второй мировой войны в Японии.
«Китайцы и корейцы говорят: «Ну вот, опять грядут 1930-е». Это, на мой взгляд, безосновательно», – утверждает Алан Ромберг (Alan Romberg), бывший дипломат и эксперт по Азии в Центре Стимсон, научно-исследовательском центре в Вашингтоне.
«Это ситуация больше выгодна США, если Штаты столкнутся с проблемой, связанной с Северной Кореей. Но, возможно, и с Китаем», — добавил Ромберг.
«Это изменение упрощает сотрудничество Японии и США – единственным ее официальным союзником – в повседневных действиях, таких как совместные учения, разведка и планирование совместных операций», — утверждает Нарушиге Мичисита (Narushige Michishita), директор программ по безопасности и международным исследованием в Токийском национальном институте политологии.
На данный момент «нам необходимо определить четкие границы между индивидуальной и коллективной самообороной», – добавил Мичисита, который также является советником при министерстве обороны Японии в течение последних десяти лет.
Правительство под руководством Абе все еще должно преодолеть некоторые барьеры, прежде чем применить новую политику. Парламент Японии должен одобрить около двенадцати новых законов, позволяющих силам самообороны Японии выполнять определенные действия, например, такие, как возможность сбивать ядерные ракеты, направленные Северной Кореей на Гавайи, или участие в разминировании в регионе. Консервативная Либерально-демократическая партия Абе может не получить необходимых голосов со стороны своего партнера по коалиции – Новой партии Комейто, члены которой более склонны к пацифизму.
«Это будет довольно сложно, потому что сейчас стало ясно, что граждане Японии не хотят, чтобы их страна играла весомую роль в сфере международной безопасности», – сказал Мичисита. Голосование должно состояться следующей весной.
В то же время Вашингтон и Токио, впервые с 1997 года, ведут новые переговоры по вопросам обороны. Лидеры надеются внедрить новые правила по коллективной самообороне в последний план, который будет представлен в конце года. Целью, по сообщению Уорка, является «усиление сотрудничества, которое уже стало краеугольным камнем нашего договора о безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
США и Япония в прошлом году уже предприняли некоторые шаги по разрешению вопроса, касающегося обременительного присутствия американской военной базы на японском острове Окинава.
«Японцы должны быть прямолинейны в том, что касается мер, необходимых для внедрения новой политики. Однако они также должны учитывать исторические аспекты», – сказал Ромберг, имея ввиду жестокое завоевание Китая и Южной Кореи в ХХ веке, в которых еще не остыли гнев и подозрение в отношении предполагаемого отсутствия раскаяния со стороны японских завоевателей.
Абе уже это уяснил, пропустив посещение Храма Ясукуни, имеющего весьма противоречивую репутацию, в день годовщины поражения Японии во Второй мировой войне. Храм является памятью погибшим на войне японцам, однако в нем также захоронены несколько криминальных авторитетов времен Второй мировой войны. Абе надеется встретиться с президентом КНР Си Дзиньпином (Xi Jinping) на ежегодном форуме Экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет проходить в Китае в ноябре.
Переговоры с Си Дзиньпином представляют собой хорошую возможность. Абе необходимо убедить власти в Пекине, что Вашингтон и Токио не имеют скрытых планов по «сдерживанию роста Китая», как часто настаивают китайские чиновники.
Источник: ZY
Автор: Эмили Кадей