Глядя на своих детей, родители могут вовремя заметить, насколько плохо сказываются на семье их онлайн-привычки.
Взрослые очень легко игнорируют недостатки своего выбора до тех пор, пока не станут родителями. Родители не могут себе позволить такую пренебрежительность. Наши дети подобны маленьким зеркалам, в которых отражаются наши ошибки. Их благосостояние зависит не только от наших усилий, но и от промахов, которых мы часто не замечаем, и от которых никто не застрахован.
Раньше я, отсидев день за компьютером на работе, приходил домой и брал свой компьютер, чтобы полазить по веб-сайтам и посмотреть сериалы. Теперь я работаю на дому, пишу статьи, изучаю материалы для докторской, и за всем этим я обнаружил, что провожу за компьютером от 12 до 15 часов, погруженный в мерцающий виртуальный мир текста и отвлекающих факторов, оставляя время только на то, чтобы сделать необходимые дела в виде готовки, уборки и заботы о сыне.
Статистика, опубликованная в 2013 году, показывает, что я не одинок в том, чтобы посвящать столько времени онлайн окружению. Доклад под названием «Цифровая Австралия» (Digital Down Under) показывает, что 94% австралийцев в той или иной степени используют Интернет, что 13.4 миллиона жителей страны находятся онлайн 18.8 часов в день – немыслимое количество времени! Это заставляет журналистов придумывать такие термины, как «Интернет-наркоманы» и «зависимость от социальных СМИ».
Если бы не сын, я, возможно, никогда бы не заметил, до чего дошли мои собственные плохие привычки. Однако его увеличивающиеся требования поиграть в компьютер, чтобы подражать отцу, начали меня беспокоить, а мое беспокойство заставило меня признать, что такой образ жизни вреден для здоровья. Я не замечал, насколько уродливым является проведение стольких часов за мерцающим экраном монитора компьютера, и насколько унизительно быть зависимым, игнорируя реальный мир вокруг в пользу бесконечного потока интересных отвлечений.
Однако я вижу это в своем сыне. Я с болью признаю, насколько он поглощен светом и звуками, издаваемыми компьютером или мобильным телефоном, притягиваясь к нему, как будто это самая важная и ценная вещь в мире. Я не могу игнорировать то, насколько это отдаляет его от окружающего мира, поглощает чрезмерное количество его внимания и делает его нервным и раздражительным, когда мы выключаем компьютер или мобильный телефон или забираем их у него.
Я ничем не отличаюсь от него. Я раздражаюсь, когда Интернет не работает, злюсь, когда компьютер слишком долго загружается. Я провожу дни, недели сидя практически безвылазно за своим столом, сгорбленный над клавиатурой и мышью. Я теряюсь в этом отвлекающем, нескончаемом потоке развлечений, новостей, информации и идей, которые направленны на то, чтобы удержать мое внимание в этом виртуальном несуществующем мире.
Несколько дней назад мы с женой уже готовились ко сну, но наш сын, несмотря на позднее время, все еще играл в игру на смартфоне. Если бы мы забрали у него телефон, он начал бы кричать и плакать, а после загруженной недели последнее, чего нам хотелось – это заканчивать день, слушая надрывный истеричный плач.
Однако мы не могли винить сына, потому что, будучи маленьким ребенком, он всего лишь хочет подражать своим родителям, наслаждаться тем, чем наслаждаются они, и делать то же самое, что и они. Чрезмерное увлечение компьютером и смартфоном – это не его проблема, это в первую очередь проблема его родителей. Он плачет и кричит в укор своим дуракам-родителям, которые ожидают от сына, что он будет делать то же, что и они, но только тогда, когда им это удобно. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок жил сбалансированной и счастливой жизнью, несмотря на их собственные несбалансированные привычки.
Мы можем винить только себя, однако при этом моей первой мыслью было «я не могу не использовать компьютер!». Я пишу онлайн статьи. Я веду блог. Я обучаюсь дистанционно, и вся моя работа проходит онлайн. Практически вся моя жизнь проходит онлайн.
Я пошел спать, размышляя о том, как мой выбор и стиль жизни влияют на моего сына. Я знал, что должен найти способ привнести в нашу жизнь баланс, поставить компьютер и смартфон на место, даже если это означает проводить меньше времени за написанием статей, обучением и ведением блога.
Ведь 12-15 часов в день, которые я провожу за компьютером, не целиком уходят на исследование и написание статей. Компьютер, может, и не выключается, но я его использую не всегда. Я только думаю, что он мне постоянно нужен, потому что хочу быть готовым написать что-то, когда у меня появится вдохновение и возможность. Все остальное время он меня отвлекает, поглощая мое внимание. Телевизор никогда не был таким многофункциональным, развлекательным или заманчивым.
Я хочу найти способ жить лучше, использовать свое время лучше, однако на данной стадии любые подобные усилия будут урезать чувство комфорта и виртуальной сопричастности с людьми, которые представляют собой главную опору виртуального мира. Технологические повеления действуют одинаково на индивидуальном и социальном уровне, поэтому я не могу не ощущать, что натравливаю себя против своих собственных интересов, совершая жертву, у которой, возможно, нет выгоды. Мысль не использовать свой компьютер кажется такой же чужеродной и непостижимой как мысль отказаться от стиральной машины или холодильника.
В итоге я возвращаюсь к некоей вере, весьма глубокому специфическому убеждению, или, возможно, интуитивному чувству, что жизнь не должна состоять из конфликтов, что жизнь в семье не должна быть наполнена борьбой и конфронтацией. У меня есть интуитивное чувство, что должен быть способ жить лучше, что если мой сын будет подражать своим родителям, его родителям лучше стать достойными подражания. Это же интуитивное чувство подсказывает мне, что даже если это потребует дополнительных усилий, жертв и неудобства, награда за них будет во сто крат больше.
В первый день моего испытательного «поста от технологий» я написал черновик этой статьи от руки и напечатал его поздно вечером. На второй день я использовал компьютер в течение нескольких часов перед обедом и провел оставшуюся часть дня, сожалея об этом. К третьему дню я едва мог на него смотреть, чтобы не ощущать, что его использование станет неприятной и обременительной задачей. Я включил его в обед и перечитал эту статью, впервые за много лет чувствуя желание выключить компьютер и заняться чем-нибудь другим.
Прошло всего лишь три дня, но наш сын уже отвечает на эти перемены, извлекая пользу из излишка внимания, которое мы раньше уделяли своим гаджетам. Он все еще требует посмотреть свои любимые странные корейские клипы, однако охотно принимает то, что компьютер теперь включается только на ограниченное время для работы, а не для игры, и, конечно же, не для того, чтобы удовлетворять наше растущее желание поразвлечься.
Это приносит пользу не только моему сыну: уже через три дня я заметил, что у меня перестали постоянно болеть глаза, как они болели долгое время от сидения за компьютером. Это не зависит от положения спины или технологий, это происходит от того, что ты сосредотачиваешься в течение многих часов на экране различных гаджетов, фиксируя на нем свой взгляд с тем уровнем напряжения, который раньше был свойственен только для самых сложных или детализированных задач художников, мастеровых и ученых, рассматривающих какой-нибудь древний артефакт или манускрипт.
Наши онлайн-устройства постоянно нагружают наш организм, однако мы этого не понимаем, потому что они представляют нам столько различных программ для отвлечения. В первый день своего «поста от технологий» я впервые сидел дома длительный промежуток времени без отвлекающих факторов, без тихого гудения и успокаивающего света моего компьютера, похожего на портал в тысячу других воображаемых миров и диалогов.
Я сидел и понимал, что я слышу шум машин за окном. Я слышу, как резчик по металлу в соседнем дворе режет и варит какую-то металлоконструкцию. Важнее всего, я увидел положительную реакцию моего сына на новую неопределенную динамику того, что его отец уделяет ему свое внимание целиком и полностью.
Может, нам никогда не удастся достичь утопичного естественного окружения для воспитания детей. Слишком многие факторы находятся вне нашего контроля. Однако единственный и самый важный фактор, который мы можем контролировать – это мы сами. Мы обычно не анализируем и не размышляем о своих недостатках, потому что слишком болезненно осознавать, что, как родители, мы ведем себя как полные идиоты. Однако намного-намного хуже продолжать вести себя так и отмахиваться от негативных последствий как от обычных проблем, которые были и в нашем детстве.
Источник: MercatorNet