Молодой режиссер Юрий Быков уже отметился в остросоциальном кино с нашумевшей драмой «Майор», посвященной бесправию рядового обывателя перед лицом власть имущих. Казалось бы, зачем вновь идти по этому протоптанному пути? Однако, хотя, на первый взгляд, «Дурак» и может показаться все той же «песней» на тему жестоких российских реалий, кино, в первую очередь, повествует о сложности коммуникаций современного социума.
Фильм «Дурак» повествует о том, как слесарь-сантехник Никитин из небольшого провинциального городка, где-то в глубине российских снегов, увидел на вызове трещину в стене здания ветхого и давно нуждающегося в капитальном ремонте общежития. Понимая, что здание вот-вот может рухнуть, он пытается достучаться до местной администрации, чтобы та предприняла все необходимые меры по эвакуации жильцов из аварийного дома. Но на деле всё оказывается не так-то просто, особенно когда выясняется, что бюджет на капитальный ремонт был выделен, но, по традиции, давно распилен и поделен между первыми чинами города на их потребительские нужды.
Я согласен, что Россию сегодня не ругает только ленивый, и от правды-матки народ уже начинает уставать и хочет светлых впечатлений. Но «Дурак» — это не высосанная из пальца проблема, это то, что время от времени пробегает в ленте новостей. И не исключено, что подобный случай вполне имел место быть, вот только не освещался должным образом и не имел большого резонанса.
Люди, работающие в сфере ЖКХ, уже нашли в фильме массу ошибок, как, например, то, что сантехник просто мог вызвать, в конце концов, МЧС, а не бежать посреди ночи беспокоить пьянствующего на юбилее главу администрации. В этом плане претензии есть, но фильм о другом. Фильм о безразличии и тех, и других к ситуации. Первым безразлично, потому что бюджет распилен, а вторым безразлично, потому что они на дне социального общества и не способны адекватно воспринимать происходящее. И «Дурак» между теми и другими как барахлящий коммутатор, тщетно старающийся донести, что жизнь человека чего-то стоит. «Дурак» Никитин в некотором смысле одновременно прообраз «Идиота» князя Мышкина и Иисуса Христа – не имеющий вида и величия и готовый собой пожертвовать ради спасения других. Но вот только до окружающих людей достучаться он не в состоянии, как и до тех, кто способен предпринять меры для спасения.
Картина получилась гораздо более гротескной, чем «Майор», и на гораздо более масштабную тему. Это хлесткая пощечина по лицу провинциальной коррупции, и пощечина, надо сказать, довольно справедливая. «Дурак», возможно, вторая лучшая российская остросоциальная картина 2014-го года, после гениального «Левиафана» Звягинцева, уже собравшего ряд престижных международных кинопремий.
Юрий Быков посвятил этот фильм ушедшему из жизни автору «Брата» Алексею Балабанову и даже включил в основной саундтрек одну из самых любимых песен Алексея: Кино — «Спокойная ночь». Ведь тем, кто ложится спасть в этом общежитии, способном рухнуть с минуты на минуту, только и остается, что пожелать «спокойной ночи».