Экспедиция Института археологии РАН обнаружила под Суздалем печать с изображением святого Георгия и княжеской тамги, сообщает пресс-служба ИА РАН.
Место находки и изображения на печати указывают, что ею был скреплен документ, составленный от имени князя Юрия Владимировича Долгорукого, во владении которого находились ростово-суздальские земли. Это первая печать Юрия Долгорукого, найденная в округе Суздаля при проведении археологических работ, с географически точной локализацией места находки.
На лицевой стороне печати диаметром 2,3–2,5 см находится изображение святого Георгия в полный рост с копьем в правой руке, левой рукой он опирается на щит. Справа от фигуры расположено «А», заключенное в букву «О»(сокращенное ОАГИОС), слева – вертикальная надпись «ГЕОР» с зеркальным начертанием букв. Вокруг головы святого точками обозначен нимб, по краю печати проходит точечный ободок. На оборотной стороне печати находится княжеский знак: двузубец прямоугольных очертаний, с коротким прямым выступом в основании и зубцами, концы которых отогнуты в разные стороны. На одной из сторон двузубца расположен обращенный внутрь отрог.
«Археологическое обследование Суздальского Ополья, начатое Институтом археологии РАН более 20 лет назад, ежегодно приносит яркие находки, в том числе связанные со сферой властных отношений и княжеского управления землями Северо-Восточной Руси. Именно такой предмет мы нашли на одном из сельских поселений в Суздальской округе – вислую свинцовую печать с княжеским знаком. Находка не оставляет сомнений в том, что эта печать принадлежит Юрию Долгорукому – князю, который в начале XII века сделал Суздаль центром управления землями Северо-Восточной Руси», — приводятся в сообщении слова директор ИА РАН, академик Николай Макаров.
Суздальское Ополье
Двузубцы и трезубцы различных очертаний, изображения которых помещались в X–XIII веках на монеты, печати, деревянные замки мешков для сбора пушнины, оружие и другие предметы, известны в науке как «знаки Рюриковичей». Эти знаки различаются деталями: они могут иметь прямоугольную или округлую основу, разные формы ножки и окончания зубцов, разное количество отрогов и их расположение. Как полагают ученые, множество различных вариантов связано с тем, что у каждого потомка Владимира Святого был свой собственный знак – немного видоизмененная отцовская тамга.
Исследователи единодушно трактуют двузубцы и трезубцы как знак принадлежности к княжескому роду, знак княжеской власти и собственности. Однако точно определить, с каким именно представителем рода Рюриковичей соотносится та или иная тамга, сложно.
В 1970 году вышел двухтомный свод «Актовые печати Древней Руси X – XV вв.». Его автор, академик В. Л. Янин, обобщил все известные к тому времени сфагистические материалы, разработал классификацию княжеских знаков и связал отдельные их типы с различными ветвями рода Рюриковичей. Всего в свод вошло описание 792 типов древнерусских печатей, собранных к тому времени, из которых 29 типов содержат изображение княжеской тамги.
Находки последних лет подтолкнули ученых к новым разработкам, одной из целей которых стало создание «генеалогического древа знаков Рюриковичей». Появились новые, альтернативные предположения, которые отличаются от гипотез, предложенных Яниным. Для решения этой задачи ученые привлекают три типа источников: княжеские знаки с надписями, печати с тамгами на одной стороне и изображениями небесного покровителя на обороте, а также предметы с двумя и более княжескими знаками. Но до сих пор нет однозначного решения, какому именно представителю рода Рюриковичей принадлежит тот или иной знак.
Слева: прорисовка печати Ростислава Юрьевича. Справа: прорисовка печати, найденной под Суздалем
Принадлежность суздальской печати князю Юрию Владимировичу устанавливается по сочетанию на ее сторонах изображения святого Георгия, небесного покровителя князя, и знака, близкого к тамге его сына, Ростислава Юрьевича – двузубца с отрогом, повернутым внутрь (в том, что тамга принадлежала его сыну, нет сомнений, так как существует печать с изображением этой тамги и именем князя Ростислава).
Однако окончательным обоснованием, позволяющим подтвердить принадлежность печати именно Юрию Долгорукому, стал анализ географического распространения печатей с изображением святого Георгия и двузубца прямоугольной основы с отрогом, повернутым внутрь, в особенности печатей, полученных в результате легитимных археологических работ с точно зафиксированным местом находки.
В настоящее время известно всего 17 печатей с с изображением святого Георгия и двузубца с отрогом на левом зубце, обращенным внутрь. Из них 10 связаны с землями Северо-Восточной Руси: 7 печатей найдены на территории современной Владимирской области, две – в Московской области и одна – на территории Ярославской области. Еще семь печатей отмечены как находки из Южной Руси: они найдены на территории Тульской и Брянской областей, а также Украины (Киевская, Черниговская, Черкасская и Житомирская области). Но большинство этих булл получены из несанкционированных сборов, грабительских раскопок, и у ученых нет достоверных сведений о месте находки и обстоятельствах, при которых она была сделана. Лишь две печати этого типа имеют точную археологическую привязку: это печати с поселения Усть-Шексна при впадении Шексны в Волгу и Могутовского археологического комплекса на реке Шерне. Обнаруженная под Суздалем булла стала третьей печатью, найденной при проведении археологических работ, с точно задокументированным контекстом находки.
«Связь большинства печатей с изображением святого Георгия и знака с загнутым внутрь отрогом с землями Северо-Восточной Руси, а также локализация на этой территории всех трех булл с достоверным археологическим контекстом – убедительный аргумент в пользу их определения как печатей Юрия Долгорукого. Отметим, что таких печатей нет в Новгороде, который известен обилием и разнообразием сфрагистических материалов. Суздальская находка имеет особое значение для атрибуции этого типа печатей, учитывая, что именно в Суздаль Юрий Владимирович перенес центр княжеского управления землями Северо-Восточной Руси», – пояснил Николай Макаров.
Печать Юрия Долгорукого была обнаружена при обследовании селища Спасское городище 7. Это небольшое поселение, расположенное к югу от Суздаля, на водоразделе рек Нерли и Рпени, у истока речки Карши. Селище было открыто Суздальской экспедицией ИА РАН в 2017 году. В ходе работ 2022 – 2023 годов на селище была собрана большая коллекция находок, датируемых XII – первой половиной XIII века: керамика, бытовые и хозяйственные вещи (железные ножи, пробой, кресало, ключ, шиферное пряслице, свинцовые грузики, пластины и заклепки от котлов) и фрагменты сельскохозяйственных орудий. Археологи нашли множество металлических украшений и детали костюма: бусины, пуговицы-гирьки, монетовидную подвеску, фрагмент подвески-петушка, полую подвеску-уточку и фрагмент подвески в виде двухголового конька, привески, бубенчики, звенья цепочек, фрагменты браслетов, перстни, поясные пряжки, разделительные кольца и накладки. Также найдены выразительные предметы христианского благочестия: фрагмент оплавленного креста-энколпиона, прямоугольная иконка с изображением Богоматери с младенцем и шесть крестов-тельников. Одна находка указывает на связь с военным делом – это целая бронзовая гирька от кистеня. Это довольно редкая находка: при обследовании суздальских селищ найдено всего пять гирек от кистеней, но все они – роговые или железные.
«Из всех находок на селище лишь два предмета связаны с обиходом знати: это вислая печать и кистень. Но сочетание этих находок красноречиво указывает на присутствие на небольшом сельском поселении лиц, связанных с княжеской администрацией или находившихся на княжеской службе», – сообщила Анастасия Федорина, научный сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН.
Селище, на котором найдена печать Юрия Владимировича, по своему облику, составу находок и материальной культуре не выделяется среди общей массы поселений XII–XIII веков.
«Эти небольшие поселения возникли между рубежом XI–XII и серединой XII века, на ранее незаселенных участках, после того, как основные узлы расселения уже сложились. Коллекции, собранные на всех этих памятниках, включают предметы вооружения, на двух селищах найдены стили для письма. Можно предположить, что появление этих поселений связано с раздачей князьями небольших земельных участков за службу, а документы, скрепленные печатями, устанавливали эти правоотношения. Продолжение обследования селищ позволит подтвердить или опровергнуть эту гипотезу», – отметил Николай Макаров.