Раскопки, проводимые на вершине холма Папура, на высоте 494 м над уровнем моря, к северо-западу от города Кастелли и недалеко от строящейся взлетно-посадочной полосы, выявили монументальный архитектурный комплекс, имеющий круглую форму, что является уникальным для минойской археологии. Комплекс имеет диаметр около 48 м и охватывает площадь около 1800 кв.м. Он расположен на самой высокой точке холма, в части вершины, которая была выкуплена для установки систем наблюдения (радара) нового аэропорта.
Этот монументальный комплекс состоит из восьми концентрических каменных колец средней толщиной 1,40 м и максимальной сохранившейся высотой 1,7 м, расположенных на разных высотах. Кольца образуют в центре круглое сооружение (зона А) диаметром 15 м с выступающей кладкой, внутреннее пространство которого (диаметром 9 м) разделено на четыре четверти. Зона А окружена второй основной зоной (зона В, максимальная ширина 6,9 м), в которой радиальные стены пересекают кольца нижних уровней, формируя меньшие помещения. По мере продвижения раскопок открывается почти лабиринтная структура, так как помещения соединены между собой узкими проходами. На юго-западной и северо-западной сторонах были выявлены две возможные основные входные двери в центральные зоны.
Основной период использования, по-видимому, был между 2000 и 1700 гг. до н.э., то есть, вероятно, комплекс был заложен незадолго до или в начале периода старых дворцов (MMI – II), а наличие нео-паласовой керамики в слое разрушения свидетельствует о продолжении использования комплекса и в период новых дворцов.
Для оценки находки и планирования продолжения строительства аэропорта была проведена широкая встреча на стройплощадке строящегося аэропорта и инспекция холма с участием всех заинтересованных сторон под руководством министра культуры Лины Мендони и заместителя министра инфраструктуры и транспорта Никоса Тахиао. Во время встречи Лина Мендони заявила, что раскопки должны продолжаться, чтобы исследователи могли интерпретировать находку и, конечно, сохранить ее уникальность. Как подчеркнула министр культуры, строительство аэропорта должно продолжаться без препятствий, но и находка должна быть защищена. Это привело к поиску другого подходящего места для установки радара. Оба министра согласились, что в ближайшее время Управление гражданской авиации подготовит и представит в Министерство культуры новое исследование по месту размещения радара.
После завершения инспекции министр культуры заявила: «Это уникальная находка с чрезвычайно большим интересом. Есть решения, которые позволят завершить археологическое исследование памятника и полностью его защитить. У нас отличное сотрудничество с Министерством инфраструктуры и транспорта и с ответственным заместителем министра Никосом Тахиао. Мы провели широкую встречу с участием всех заинтересованных сторон — ответственного управления древностей Ираклиона и ответственных департаментов доисторических и классических древностей и реставрации древних памятников со стороны Министерства культуры, и ответственных служб Министерства инфраструктуры, гражданской авиации и подрядчика — и провели совместную инспекцию археологического участка. Приоритетом для всех нас является защита памятника, этой уникальной находки. Все понимают значение и ценность культурного наследия. Все понимают масштаб развития конкретного проекта, который реализуется в Кастелли. Строительство нового аэропорта может продолжаться, и древности могут быть защищены должным образом».
На данном этапе раскопки еще продолжаются, поэтому пока невозможно определить первоначальную форму или общую высоту сооружения. Крыша центральной зоны, как указывает выступающая кладка, вероятно, была либо в форме усеченного конуса, либо сводчатой. Две зоны A и B, образованные верхними кольцами, кажутся основными местами активности. Количество и тип находок, а также наличие большого количества животных костей не указывают на постоянное проживание, а скорее на периодическое использование для ритуальных действий, возможно, связанных с потреблением пищи, вина или приношениями. Это первый памятник такого типа, обнаруженный и раскопанный на Крите. Размер, архитектурная структура и тщательная конструкция предполагают значительную работу, специализированный опыт и сильное центральное управление, организовавшее его строительство. Очевидно, что это было какое-то общественное здание — ориентир для широкой области Педиады. Тот факт, что сооружение является монументальным и заметным, вероятно, указывает на важность места и численность обслуживаемого населения.
Планировка памятника и структура зон и помещений, как они были обнаружены до сих пор, не имеют точных аналогов с другими постройками того же периода на Крите, хотя такая форма известна нам из архитектурных комплексов раннего бронзового века на Ближнем Востоке. Это можно, возможно, сравнить с эллиптическим зданием MM в Хамези, а также с так называемым круговым протогреческим циклопическим зданием в Тиринфе. Строительные сходства также обнаруживаются с так называемыми сводчатыми гробницами предворцового и стародворцового периодов южного Крита, в которых центральное пространство построено с выступающей кладкой, а вся конструкция напоминает протогреческие и более поздние курганы материковой Греции или поздние круговые святилища, например, Фесмофория.
Завершение раскопок необходимо, чтобы уточнить характер памятника и его связь с жилыми и культовыми центрами того же периода в регионе Педиада. Монументальность сооружения, а также тот факт, что до сих пор не было раскопано ничего подобного, делают его ориентиром нового аэропорта Ираклиона.
Раскопки для строительства нового международного аэропорта Ираклиона на Крите в Кастелли муниципалитета Миноа Педиада, а также его дорожных связей с основными магистралями региона Ираклион, проводятся Управлением древностей Ираклиона в рамках меморандума о сотрудничестве между Министерством культуры и Министерством транспорта и инфраструктуры и имеют спасательный характер. В рамках этих работ уже исследованы и переданы для продолжения проекта более 35 археологических объектов в соответствии с действующим законодательством.
—