Общее собрание членов Российской академии наук (РАН) 26 сентября большинством голосов, (50% +1) выберет нового президента Академии.
Увы, но российской науке, оказавшейся за последние 30 лет в глубокой демографической, а главное, интеллектуальной яме, даже самый правильный руководитель вряд ли поможет выжить в условиях жесткой мировой конкуренции и абсолютного непонимания сложившейся ситуации со стороны властей.
Основные претензии чиновников к ученым можно сформулировать в нескольких словах: «тратят много денег и выдают сомнительный результат, который не продашь на рынке».
Основные претензии ученых к чиновникам также вполне укладываются в несколько слов: «ничего не понимающие в управлении наукой и…ты лишают нас необходимых денег и вольностей и это смертельно для РАН».
Начиная реформу Академии наук в 2013 году власть не смогла донести до российского общества правильные идеи, лежащие в основе перестройки главного научного организма страны, – Россия отстает в научном развитии и стремительно теряет накопленный за столетия мировой авторитет, у нас мало молодежи в науке, мы почти не обращаем внимания на передовые научные направления, в целом нас постепенно сталкивают на обочину истории другие страны, где научная мысль не просто востребована, а культивируется, являясь реальным локомотивом развития.
Если чиновники даже претензии к науке не смогли правильно для общества вербализировать, что уж тут говорить про выбор верного пути реформы. Конечно, бюрократы и бизнесмены во власти пошли по пути наименьшего приложения интеллектуальных усилий и попросту лишили РАН самостоятельности, отобрав управление имуществом и деньгами. То есть, они взялись дергать за те рычаги, которые им вполне понятны. Но, во-первых, этот локомотив так не управляется, а во-вторых, пассажиры в вагонах молчать не стали и устроили большой информационный шум, благодаря которому реформу РАН воспринимают сегодня исключительно как попытку уничтожения Академии, что отчасти и верно.
Проблема в том, что за последние годы академики так и не смогли привести каких-либо убедительных доказательств, что РАН не стоит реформировать в варианте, предложенном министром Ливановым в 2013 году. У Академии остались все те же проблемы, что и 4 года назад, среди которых импотенция в области донесения до общества основных идей и результатов своей деятельности. Или, может быть, рассказывать попросту не о чем?
Сегодня члены Общего собрания РАН будут голосовать за пятерых претендентов на пост президента РАН — академиков Евгения Каблова, Геннадия Красникова, Роберта Нигматулина, Владислава Панченко и Александра Сергеева. Основными претендентами являются двое последних, но не исключены и сюрпризы, в том числе и второй тур выборов.
Последний президент РАН Владимир Фортов не имел практически никакого авторитета в правительстве РФ и Кремле. Проще говоря, его предложения власть вообще не принимала во внимание. Ныне властные кураторы Академии предлагают ей выстроить командную работу, по меньшей мере с правительством РФ. Это звучит не столько цинично, сколько равнодушно, дежурным набором пустых слов.
Стоит напомнить, что РАН всегда была «маленькой Византией» и сейчас мы наблюдаем столкновение двух закрытых сообществ – академического и властного, двух «византий». Понятно, кто победит. А проиграют прежде всего простые граждане России, ибо с развалом Академии российского в нашей стране станет еще меньше.