В мире существует множество популярных команд прославления Hillsong United/Worship, Bethel, Planetshakers, в России же таковой является группа прославления «Слово Жизни», чьи альбомы высоко поднимались в русскоязычных топах iTunes и пользуются спросом даже за пределами страны. Мы поговорили с лидером прославления «Слова Жизни» Кареном Карагяном о прославлении, главном плюсе американцев и музыке вообще.
Группа прославления «Слово Жизни» сегодня лидирует на постсоветском пространстве среди команд «воршипа». Но пока у коллектива нет больших авторских хитов, вроде «What a Beautiful Name» или «Break Every Chain», которые бы пели по разным церквям всего пост-СССР. Ты сам как считаешь, есть ли вообще смысл в музыке поклонения ориентироваться на написание всенародно любимых хитов, или в первую очередь важно просто написать каноническую песню поклонения, без расчета на ее «хитовость» ?
Ну, вам виднее, есть у нас всенародный хит или нет. Но мы группа молодежная и поэтому все возрастные слои мы не успели еще охватить, потому что наша музыка модная, и с непривычными гармониями для русского народа. Но вместе с тем, для поколения нашего возраста у нас есть песня «Бог Живой». Она, по идее, и есть тот самый хит. Ее поют много где. Но, ее не поют в возрастных собраниях. Мы стараемся не ориентироваться на мирские понятия, мол: «мы должны писать хиты!». Мы пишем песни, которые должны менять жизни людей. Мы пишем песни, через которые действует Бог. И делаем для этого все возможное и зависящее от нас. И хорошо, если песня станет хитом. Но, в этом мы будем доверяться только Богу.
Веришь ли ты в то, что слова поклонения можно написать только при наполнении Духом Святым, или же это длительный процесс сочинительства и, в каком-то смысле, ремесло, в котором можно просто набить руку, и тексты песни будут писаться эмпирически? Как ты сам пишешь песни?
Я думаю, что слова можно написать как угодно. И при наполнении Духом Святым, и без наполнения. И верующий может написать песню поклонения, и неверующий. Может получиться как красивая песня, так и не очень. И очень сложно понять при прослушивании – человек писал песню под воздействием Духа Святого или без. Я не могу сказать, что садясь писать песни, я не наполнялся Духом Святым. Я всю жизнь верующий, Дух Святой всегда во мне и Он наполняет, и ведет к определенным моментам жизни. Все, что происходит с нами, происходит при Его участии. Я уверен, что все песни мы писали в состоянии наполнения Духом Святым. Но, в разных обстоятельствах, какие-то песни пишутся десять минут, а какие-то годами. И, просто удивительно, что порой, песни, написанные за короткое время, могут произвести больший эффект, чем песня, которая писалась три года.
Ты уже относительно долго учишься в США. Писал об этом свои отзывы и мысли. Проведя там длительный срок, чему ты порекомендовал бы нашим верующим поучиться у американцев? И какой наш опыт ты бы сам передал жителям звездно полосатого континента?
Самое главное, что есть у них и благодаря чему они великая нация, это разница в том, что русский человек в чем-то новом всегда ищет несовершенство, а они ищут плюсы. И это все на внутреннем восприятии. Например, русский человек, слыша песню, уловив ошибки, первым делом старается на это указать, и говорит музыканту при возможности: «Это у тебя не то. И то не так». А в конце может добивать: «Не, а так-то песня нормальная». А американцы, слыша ту же самую песню, сразу скажут: «О, мне это нравится! И это нравится!». Но, когда ты спросишь их, чтобы они посоветовали исправить, только тогда они скажут: «Ну вот смотри, я бы это сделал так…» И в этом колоссальная разница. Песня одна и та же, а реакция разная. Тебя либо ободрят, либо отобьют желание что-то делать. Я уверен, что в России было загублено много талантов именно из-за критического мышления окружения и критического взгляда на все. Американцы же стараются вдохновить, воодушевить. И этому нам у них обязательно нужно учиться. Нужно учиться ободрять друг друга и искать спрятанное сокровище в человеке.
А какой бы я передал им опыт? Хм… Честно говоря, я затрудняюсь ответить на эту часть вопроса. Не уверен, что им нужен наш опыт (смеется).
Ты, как лидер прославления и сонграйтер, какую музыку предпочитаешь за пределами своей основной команды поклонения?
Мой плей-лист это 80% песни прославления известных исполнителей. Остальные 20% отведены под просто хорошую музыку, типа Coldplay, Эда Ширана… То есть хорошую музыку, которая не несет негативного посыла или пропаганды. Я не сильно закрыт к светской музыке, но стараюсь слушать больше песни прославления, ибо, что тебя наполняет, то потом из тебя и выходит. Я не понимаю тех, кто слушает все подряд, а потом еще и пишет песни поклонения.
Наверняка ты слышал свидетельства слушателей, которые тебе писали или говорили, что ваше творчество на них повлияло и их изменило. Какое из подобных свидетельств тебя больше всего тронуло?
Да, действительно очень много людей пишут о том, что та или иная песня их касалась. Что-то конкретное вспомнить сложно, потому что отзывов много и все они в одном ключе. То есть какой-то определенный сложный период своей жизни, кто-то мог пережить с какой-то нашей песней. Например, в Минске один парень встретил меня, когда я приехал на ж/д-вокзал. Мы не были до этого знакомы. Он вез меня в машине и сказал: «Я слушал песню «Я склоняюсь» несколько месяцев. Совершал под нее вечерние пробежки. Эта песня меня поддерживала в трудный момент». И я понимаю, что Бог работает через наши песни и касается жизней людей. И для меня это самое главное.
Дай совет начинающим христианским музыкантам?
В первую очередь, поймите, зачем вы это делаете. Ответьте себе на вопрос: «Зачем?» Иногда мы делаем музыку, потому что хотим кому-то подражать, но, при этом, не отвечая себе на вопрос: «Зачем?». Или отвечать типа: «Ну, потому что это круто», «Потому что нам нравится такая музыка». И вот команда собирается, делает фотосессию, создает группу в «вконтакте», но так и не знает ответ на вопрос: «Зачем?». Ответьте себе на этот вопрос. Ответьте на вопрос: «Зачем быть христианским музыкантом?» Мы постоянно говорим в команде: «Наше главное «Зачем» – это измененные жизни». Мы верим в то, что Бог будет касаться жизней других людей через то, что мы делаем. И это главное для нас – приносить изменения через музыку, через укрепление в поместной церкви. Каждая измененная жизнь для меня и есть то ответ на главный вопрос «Зачем?». И действуя в таком русле, ты по-другому реагируешь на творчество. Возможно, те знаменитые музыканты, которые покончили с собой, так и не ответили на свой вопрос: «Зачем?». Они любили музыку, а в определённый момент поняли, что нет в этом смысла. Поэтому, ответьте себе на этот вопрос, и вам самим будет проще двигаться дальше.