Рынок труда финансового и банковского секторов к концу 2018 года замер в ожидании очередных американских санкций. Рекрутеры прогнозируют массовые сокращения в банках, снижение зарплат и спроса на целый ряд банковских специалистов в 2019 году. О трендах на финансовом рынке труда рассказала Refnews генеральный директор агентства Recruitment boutique S.M.Art, специализирующемся на банковском рекрутменте уже 12 лет, Анастасия Глебова.
Фото: Анастасия Глебова
Анастасия Александровна, какие тренды на рынке труда финансового и банковского секторов вы можете отметить, чем запомнился 2018 год?
Год начинался довольно оптимистично, рубль укреплялся, отмечался максимум по индексу РТС за последние 4 года, установились рекордно низкие ставки доходности по госдолгу за весь «посткрымский период». Но в апреле произошли сюрпризы: шпионский скандал, санкции в отношении компании «Русал», которые очень отрезвили рынок, оптимизма поубавилось. Добавим к этому повышение ставки федерального резерва и небольшое повышение ставки ЦБ РФ, торговые войны между США и Китаем, падение нефтяных цен в ноябре. То, как год начинался, и то, что мы видим сейчас — принципиально разные картины. Тем не менее, рынок труда остается активным, хотя по некоторым вакансиям в направлении трейдинга, сейлз по глобальным рынкам, управления портфелями ценных бумаг — несколько настороженным в связи с возможностью введения новых американских санкций в отношении российских компаний.
Какое сейчас в целом соотношение между спросом и предложением на банковский персонал?
Несмотря на то, что активность работодателей на рынке труда начала расти с 2016 года, уровень безработицы в 2018 в банковском секторе остается достаточно высоким, не менее 15% (по официальной статистике Росстата на октябрь 2018 года – 4,7%). В 2016-2017 годах же эта цифра была не менее 20% в связи с отзывом лицензий у более 150 банков за 2 года. Несомненно, «программа оздоровления» банковского сектора продолжилась и в 2018 году, но очевидно замедлилась. Несмотря на увеличение актуальных вакансий от банков, конкуренция между кандидатами сейчас очень большая. В базе нашего рекрутингового бутика порядка 100 тысяч кандидатов. Из них без работы в активном поиске около 15%. Из оставшихся 85% еще 90% — это люди, которые работают, но с радостью соглашаются рассмотреть предложения. И сейчас это тоже относительный тренд.
Что изменилось в мировоззрении соискателей и банковских служащих?
В 2011-2015 году сотрудники банков все еще чувствовали нестабильность рынка труда и держались за свои рабочие места, даже если эта работа им не нравилась. В тот период нам было очень непросто «хантить» — переманивать работающих сотрудников. Надо было убеждать кандидатов рассмотреть наши вакансии от ведущих международных и российских банков с предлагаемыми конкурентными условиями: по несколько раз с ними встречаться, нащупывать те скрытые мотивации сотрудников, обсуждая которые, можно было убедить их перейти на новую работу. Сейчас же соискатели гораздо чаще соглашаются даже на «декретные» и временные проектные вакансии, если им предлагают выше уровень оплаты труда (20% успешно закрытых вакансий в 2018 году в S.M.Art были временными). Мотивация кандидатов поменялась от поиска стабильного будущего к поиску высокооплачиваемого настоящего. Стало понятно, что стабильность ни один банк обещать не может хотя бы на 1-2 года вперед.
Как вы могли бы охарактеризовать ситуацию в регионах?
Регионы стали более активны. Это тоже некий тренд 2018 года. В этом году многие корпорации из Москвы начали совершать сделки с регионами, в том числе концессионные, стали снова инвестировать в регионы. Recruitment boutique S.M.Art – компания, являющаяся лидером на Московском банковском рынке труда, но и у нас в этом году вакансий в регионах стало на 10% больше.
Согласно данным Росстата, в октябре реальные доходы россиян впервые с июля выросли сразу на 1,4%. Как поменялись зарплаты в банковском секторе?
Эти официальные данные, с нашей точки зрения, не соотносятся с ситуацией в банковском секторе. Средняя зарплата по всем позициям, которую нам предлагают клиенты для соискателей в банках, колеблется в пределах 250 — 500 тысяч рублей в месяц. Топ-менеджеры в банках получают от 700 тысяч рублей в месяц, члены правления в ведущих банках — от 800 тысяч рублей (в крупнейших банках страны эта цифра удваивается и даже утраивается). Но далеко не во всех банках зарплата в последние годы индексировалась. С 2009 года, когда случился экономический кризис, в основном повышали зарплату небольшие банки, заботящиеся о своих сотрудниках, да и то всего на 2-3% в год. В крупных кредитных учреждениях растут зарплаты только у редких ключевых специалистов.
Каких профессионалов ищут банки и кому они готовы повышать оклад?
Одними из наиболее востребованных в банковском секторе сотрудников по-прежнему остаются IT-разработчики. Они участвуют в создании программного обеспечения под потребности бизнеса, в том числе, мобильных приложений. Раньше этим специалистам в банках предлагали зарплату от 100 тысяч рублей. Сейчас IT-разработчик в банке смело может рассчитывать на зарплату от 200 до 400 тысяч рублей в месяц.
Растут зарплатные предложения для продукт-оунеров (Product owners). Это категория редких специалистов, профессионалов, владеющих многими компетенциями на стыке ИТ, проектного менеджмента и маркетинга. Они сочетают в себе не самые сочетаемые вещи: отстаивают позицию заказчика, не забывают о доходе, являются лидерами и мотиваторами всей команды, занимаются маркетингом, аналитикой и продажами. Их зарплаты колеблются в пределах от 250 до 400 тысяч рублей в месяц.
Третий год подряд не стихает спрос банков на профессионалов комплаенса, внутреннего аудита, контроля в связи с ужесточившейся политикой регуляторов. Их зарплаты выросли на 10% за упомянутый период.
Кто оказался аутсайдером в 2018 году на финансовом рынке труда?
Уходит острая необходимость найма отдельного проектного менеджера, специалиста по оптимизации бизнес-процессов в банке. Их заработная плата снизилась с уровня 250 – 700 тысяч рублей в 2016 году до 200 – 500 тысяч рублей в 2018 году. Еще один тренд последних лет — теперь работодатели при найме сотрудников на руководящие и ключевые позиции в банках требуют у них наличия навыков управления проектами (Project management skills), независимо от их основной специализации. И таким образом, нанимая все больше сотрудников во все подразделения банка с навыками управления проектами, острая необходимость найма отдельного Проектного менеджера уходит.
Вакансии, связанные с рынком акций: трейдеры, сейлзы, IPO, ECM (equity capital markets) специалисты, а также, например, кредитные трейдеры по облигациям — по этим специальностям вакансий теперь практически нет, большинство банков сократило данные подразделения, количество IPO резко снизилось за последние годы. Все это связано в целом ситуацией на финансовых рынках. Если же сейчас подтвердятся опасения, связанные с ожидаемыми санкциями от США, то спрос на определенные вакансии глобальных рынков еще больше упадет.
Какой у вас прогноз на 2019 год?
По нашим прогнозам в 2019 году ситуация мало изменится. Конкуренция на рынке труда пока еще растет. Более того, мы считаем, что уже традиционно к новому году по ведущим банкам вновь прокатится волна сокращений, как это происходило несколько лет подряд. Некоторые заказчики заранее предупреждают нас, что скоро им предстоит расстаться с сотрудником и просят нас подобрать еще более сильного профессионала на его место желательно с меньшим компенсационным пакетом. Чаще всего цель достигается за счет кандидатов, которые по разным причинам сейчас без работы. У них тоже были высокие зарплаты и бонусы при увольнении, а сейчас они снова выходят на рынок труда и готовы снижать свои зарплатные ожидания даже в 2 раза.
Беседовала Татьяна Ильенко