В эту пятницу Палата Общин британского парламента рассмотрит сотню кратких презентаций во время обсуждения предложения по снятию уголовной ответственности за эвтаназию, выдвинутого лордом Фалконером при поддержке лобби эвтаназии.
Одним из противников законопроекта является человек, которого считают одним из самых знаменитых сынов Британии. Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber), всемирный вундеркинд-композитор мюзиклов, признал на пресс-конференции с журналистами ведущих издательств Британии, что во время приступа «глубокой депрессии» сам рассматривал возможность эвтаназии в печально известной клинике эвтаназии в Швейцарии.
Ллойд Уэббер – артист-импресарио, обладатель всевозможных наград в своей сфере, подаривший миру такие мюзиклы, как «Кошки», «Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов» и «Призрак Оперы», сказал, что после того, как у него диагностировали рак предстательной железы и он прошел через несколько операций на спине, он дошел до такого состояния, что уже готов был запросить документы, необходимые для совершения эвтаназии в швейцарской клинике Dignitas.
«Это были дни, когда я думал, что сделаю все, чтобы выбраться из этого кошмара», – сказал Уэббер в интервью газете Daily Telegraph.
«Я обожаю свою работу, и я считал, что если не смогу ей заниматься, то мне уже ничего другого не остается. Я находился в глубокой депрессии – это ужасное состояние, когда вам кажется, что вы обязаны найти выход. Я даже запросил документы из клиники Dignitas. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было глупо и смешно, но я не знал, что мне делать».
По его словам, он против принятия законопроекта лорда Фалконера отчасти из-за своего опыта и отчасти из-за того, через что прошла его мать. Она выразила желание умереть до того, как рак сделает ее «обузой» для семьи. Ею руководил страх, который часто угнетает пожилых людей. Ллойд Уэббер рассказал, что он и его братья не согласились на это, но, благодаря закону, его мать смогла «мирно» умереть пять лет спустя.
«Если бы люди действительно доходили до той точки, когда их жизнь была бы уже невозможна, я бы согласился с принятием этого законопроекта», – сказал он. «Меня и, я думаю, многих других беспокоит то, какие ворота откроет этот закон. Создаст ли он культуру, в которой пожилые люди станут обузой? Через двадцать лет подпись под разрешением на смерть для пожилых людей может перестать быть таким же серьезным вопросом, как сейчас».
Другой противник законопроекта – онколог, доктор Карол Сикора (Karol Sikora), который заявил в интервью репортерам канала BBC Newsnight, что законопроект может превратить докторов в членов «эскадрона смерти», решающих, кому жить, а кому умирать.
«Я считаю, что сложность, с которой мы столкнулись, состоит в том, что, если мы примем этот законопроект, доктора станут людьми, которым придется принимать решение о смерти, и, следовательно, неизбежно понадобятся эскадроны смерти, которые абсолютно не вписываются в контекст обеспечения хорошего здравоохранения», – сказал он.
Другой участник презентации в Палате Общин – это человек, умерший от рака в 2012 году. Преподобный Кристофер Джонс (Christopher Jones) написал письмо, которое отправил каждому члену Палаты. В этом письме священник рассказал, что последние дни его жизни были поистине драгоценными. Преподобный Джонс признался, что рассматривал возможность эвтаназии, но был благодарен, что все-таки выбрал возможность прожить оставшиеся ему дни.
«Оглядываясь назад, я понимаю, что если бы я выбрал эвтаназию, я не пережил бы того неожиданного и радостного чувства «воззвания к жизни», которое испытываю сейчас», – написал он.
«Опираясь на свой опыт хочу отметить, что для меня имеет первостепенную важность то, что закон должен указывать на приоритет сохранения жизни – не любой ценой, а как выбор по умолчанию», – добавил он.
Он назвал существующий закон, накладывающий уголовную ответственность за совершение эвтаназии, «необходимой защитой от доброжелательных, но необоснованных суждений о ценности жизни и желания прекратить ее, чтобы минимизировать или прекратить страдания».
«С моей точки зрения, страдания неизбежны, поэтому не стоит позволять подмять им под себя другие ценности, особенно когда в расчет принимается уход, оказываемый безнадежно больным в период лечения».
Недавний опрос общественного мнения ComRes, проведенный христианской благотворительной организацией CARE, показал, что 74% жителей Великобритании поддерживают законопроект об эвтаназии. Другой опрос, проведенный для канала ITV, показал, что 70% человек поддерживают это предложение, тогда как 10% настроены «против», при этом 47% респондентов согласились, что предложенный законопроект «неизбежно» приведет к тому, что пожилые и больные люди будут искать добровольной смерти, чтобы избежать ситуации, когда они станут «обузой» для семьи.