Современное общество одержимо проблемой питания, бросаясь из крайности в крайность. Отбросив религиозные установки и правила, касающиесяпотребления пищи, человечество установило себе новые, еще более экстремальные и эксцентричные рамки. Но ведет ли это к гармонии и равновесию с самим собой и окружающими? Как избавиться от тревог по этому поводу, и где она, «золотая середина»?
В своем эссе о палеодиете Элизабет Колберт точно описывает наше современное отношение к еде: «Практически также долго, как люди едят, им навязывались правила о том, что можно и что нельзя употреблять в пищу». Многие из этих исторических ограничений имели религиозный характер, по духовным убеждениям каждого. Люди должны были питаться с определенной чистотой или раздельно, соответственно своей религиозной группе. Они находились в периодических постах, которые должны были отвлечь общество от сиюминутных, материальных проблем и обратить внимание на божественное или друг на друга.
Современная этика гастрономического потребления все вернула к человеку, сосредоточилась на его идеализированном «здоровом теле». Нынешние ограничения, как правило, более разнообразны, эксцентричны и экстремальны, будь то диеты на соках, сырой пище, палеодиета или веганская еда. И, в отличие от запретов дней минувших, эти диеты, как правило, концентрируются на теле человека и не стремятся оторваться от него. К сожалению, такие диетические практики, как правило, толкают нас к крайностям: излишеству или недостатку. И такие мироощущения в любой сфере жизни более склонны к пороку, чем целомудрию. Наше общество нуждается в распространении более добродетельного отношения к питанию, но можно ли развить его?
Добродетель требует умеренности — осознанной дисциплины выбора середины между избытком и недостатком. Таким образом, ежедневное питание в Макдональдс — излишество; экстремальное очищение организма соками я бы назвала пороком недостатка.
Это, действительно, не имеет значения, какую именно диету вы посмотрите: многие страдают от проблем излишества или недостатка. Питаться исключительно необработанными продуктами — возможно, здоровый вариант, за исключением того, что кулинария позволяет организму поглощать необходимые питательные вещества в пище. Мы должны есть намного больше тех же самых сырых продуктов, чтобы получить такое же количество питательных веществ. «Очень сложно говорить о культуре, тяжело иметь полноценную науку, затруднительно иметь все важные части цивилизации, если вы проводите половину всего вашего бодрствования за жеванием», — говорит американский писатель-публицист, журналист, активист здорового питания Майкл Поллан. Так что если вы хотите грызть морковь в течение всего дня, то вперед! Но все могло быть проще, если сбрызнуть ее в небольшим количеством оливкового масла, добавить соль и перец и подержать в духовке.
Многие диеты полностью исключают продукты, которые хоть и не являются олицетворением здоровья, но по-прежнему хороши и восхитительны. Американцы стали испытывать настоящий шок по поводу круассанов и свежевыпеченного хлеба из-за углеводов, ужасных злых углеводов. Но мы забываем, что углевод является лишь единицей энергии, предназначенной для количественного определения и измерения наших привычек в еде. Это не религиозное правило, чтобы его нарушать или следовать ему. Мы забываем, что пять рогаликов, несомненно, слишком много, но один круассан может быть очень и очень вкусным. Вместо этого мы помещаем продукты в «хорошие» или «плохие» коробки. Мы едим сладкий картофель, но запрещаем любое другое разнообразие. Мы покупаем гречку и муку из полбы, но с негодованием отворачиваемся от обычной муки.
Есть другая, не менее опасная крайность, в которую мы можем попасть. Пока мы с удовольствием и даже с некоторой, возможно, дьявольской радостью едим гамбургеры, запивая кока-колой, мы можем смотреть с насмешкой и презрением на тех, кто пытается улучшить свой рацион. Мы можем съесть два куска пирога и выложить в Instagram снимок с хэштегом #янебудуизвиняться. Конечно, наслаждение едой во всех ее проявлениях — хорошая вещь, по крайней мере, так думают сладкозависимые. Мы должны иметь разумную оценку красоты десертов и гамбургеров. Но это тоже требует умеренности. Даже поедание десерта требует определенного созерцательного действия.
Что происходит, когда наша еда превращается в список запретов и разрешений, хитросплетение из чистого излишества или недостатка? Мы живем в мире, в котором реалити-шоу о похудении, зацикленные на потере весе и уменьшающихся цифрах, привлекают внимание миллионов. Но когда числа сокращаются слишком сильно, общество поднимает свою уродливую голову в гневе, и мы настаиваем, чтобы цифры выросли снова. Это все игра чисел, пугающее колебание между «слишком много» и «слишком мало».
Нам не нужно садиться на палеодиету или делать очищение соками. Мы можем есть свежие фрукты и овощи и готовить из продуктов без консервов или обходиться без полуфабрикатов, когда это возможно. Мы можем и действительно должны есть круассаны и пирог, но, возможно, не в каждый прием пищи. Мы можем выпить и насладиться вином — одним бокалом. Мы можем все делать последовательно, чаще пить воду, жевать вместо вдоха. Мы можем признать, что хлеб насущный — это всего лишь хлеб насущный.
Как писал К.С. Льюис в «Письмах Баламута», есть два типа обжорства: многим или немногим. Современные версии обжорства среди искушенных людей, как он писал, часто характеризуются пристальным вниманием к диете и упорством в том или другом, даже когда это ставит других людей в неудобное положение. И Льюис написал это раньше появления клейковины и палеодиеты! Такой человек, пишет Баламут, «порабощен этой разновидностью чувственности, а скрыто это от него потому, что ест он мало. Но какое нам дело до количества, если можно использовать человеческий желудок и вкус для развития недовольства, нетерпимости, немилосердия и эгоизма!».
Еда стала вызывающей тревогу одержимостью нашего общества, и нам пора поставить еду на место. Это и есть добродетель — умеренно придерживаться «золотой середины», внимательно и воздержанно получать удовольствие от жизни. Независимо от того, какой режим диеты режим вы выберете (или отклоните), ваша жизнь не станет здоровой, пока он не придет в равновесие. Будем надеяться, что со временем мы узнаем, что все вещи были созданы хорошо и должны быть доступными в умеренных количествах.
Источник: The American Concervative
Автор: Gracy Olmstead
Перевод: Константин Зорин