Мы уделяем большое внимание своему внешнему виду. Например, в 2008 году американцы потратили на одежду 200 миллиардов долларов, несмотря на то, что страна проходила период самой тяжелой рецессии в истории Соединенных Штатов. Сегодняшняя статистика показывает, что люди тратят больше денег на уход за внешностью, чем на чтение.
Ранее исследователи предполагали, что люди заботятся о своей внешности из-за так называемого «эффекта помады»: во время экономического кризиса женщины чаще покупали средства для улучшения привлекательности, в надежде, что это привлечет к ним потенциальных партнеров, обладающих экономическими ресурсами.
Однако это справедливо не только в отношении женщин, мужчины тоже заботятся о своем внешнем виде. В своем исследовании мы проанализировали еще одну причину: люди заботятся о своей внешности потому, что это связано с их восприятием своего социального статуса. В частности, мы предсказали, что когда люди считают себя более привлекательными физически, они верят, что принадлежат к более высокому социальному классу, вне зависимости от уровня их действительной привлекательности и объективного социального статуса. Справедливо так же и обратное утверждение: когда люди считают себя менее привлекательными, они считают, что принадлежат к более низкому социальному классу.
Предыдущие исследования делали вывод, что индивидуумы оценивают свою субъективную принадлежность к социальному классу, соизмеряя уровень своего финансового состояния и образования с уровнем окружающих. В своем исследовании мы обнаружили, что люди делают вывод о своей социальной принадлежности, основываясь на незаметных социальных подсказках, таких как мнение о своем внешнем виде. Например, когда мы попросили респондентов написать о случаях, когда они считали себя привлекательными, они говорили, что принадлежат к относительно высокому социальному классу. Для сравнения, когда мы просили участников опроса написать о тех моментах, когда они казались себе менее привлекательными, респонденты сообщали, что принадлежат к относительно низкому социальному слою. Очень важно отметить, что подобный эффект связан именно с физической привлекательностью, потому что, когда мы просили людей вспомнить случаи проявления или непроявления ими сочувствия или честности, такого эффекта не наблюдалось.
Почему так происходит? В большинстве своем это зависит от того, что физическую привлекательность связывают с понятиями привилегии и благосклонного отношения общества. В обществе физическая привлекательность предоставляет бесчисленные социальные преимущества. Например, привлекательные люди с наибольшей вероятностью будут приняты на работу и скорее продвинутся по карьерной лестнице. И наоборот, люди очень часто имеют предубеждения против тех, кто физически непривлекателен: они считают, к примеру, что непривлекательные люди менее компетентны и менее приятны в общении, чем люди с приятной внешностью. Более того, мы имеем общую тенденцию полагать, что если человек привлекателен, то он является частью социальной элиты. В своем исследовании мы доказали, что люди применяют те же предположения в отношении самих себя. Как они считают привлекательных людей из своего окружения принадлежащими к более высокому социальному классу, так же они оценивают и свою социальную принадлежность в соответствии с ощущением собственной физической привлекательности.
Наше восприятие своей внешности так много значит для нас, потому что мы верим, что физическая привлекательность является одним из факторов, определяющих изначальную организацию общества. Наша культурная озабоченность внешним видом является не просто эгоистической тенденцией, но, возможно, отчасти отражает наше стремление иметь социальный вес в обществе.
Однако исследование на этом не заканчивается. Во время изучения мы также обнаружили, что мнение человека о своей внешности влияет не только на его восприятие своего социального класса, но и на последующее отношение к равенству. Когда люди считают себя более привлекательными, они начитают больше поддерживать неравенство. Например, они более склонны использовать других людей для своего продвижения, и менее склонны к тому, чтобы жертвовать деньги на различные социальные движения за чьи-то права. И наоборот, когда люди считают себя менее привлекательными, они меньше поддерживают социальное неравенство. Они больше склоняются к принятию равенства в качестве идеологии, к которой должно стремиться общество. Эти данные предполагают, что наше мнение о своей привлекательности может не только укрепить нашу уверенность в себе, но и сформировать наш взгляд на то, из чего должно состоять образцовое общество.
Авторы: Маргарет Нил (Margaret Neale), почетный профессором в сфере менеджмента и Питер Белми (Peter Belmi), аспирант факультета психологии поведения в организациях в Стенфордской школе бизнеса.
Источник: The Huffinton Post