Личность играет важную роль в обмене знаниями. Ученые медиацентра по изучению знания и информации (Knowledge Media Research Center/KMRC) в Тюбингене и сотрудники Университета Тюбингена проверили теорию стилей взаимодействия Адама Гранта (Adam Grant) в контексте передачи знаний.
«Дающие» делятся более важными знаниями, чем «берущие», утверждает недавнее исследование, проведенное учеными медиацентра KMRC в Тюбингене и сотрудниками Университета Тюбингена. Во время проведения обширного онлайн-анализа профессионалы различных сфер деятельности были разделены на «дающих», «обменивающих» (людей, дающих столько же, сколько им готовы отдать взамен) и «берущих». В основу такого разделения была положена система оценки личности, разработанная Адамом Грантом, сотрудником колледжа Вартон, университет штата Пенсильвания. Исследователи проанализировали как эти три стиля взаимодействия влияют на способность людей делиться ресурсами и информацией. Основной результат исследования: «дающие» не только делятся большим количеством ресурсов и информации, но они также делятся в основном важной информацией. «Берущие» оставляют все себе.
Бестселлер Адама Гранта «Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений» (Give and take: Why helping others drives our success) следует прочитать каждому руководителю и менеджеру. В своей книге Грант подвергает сомнению общепринятое суждение о том, что эгоистичные личности являются более успешными в карьере, и выдвигает новое предположение, которое кажется на первый взгляд нелогичным: самоотверженные, альтруистичные люди на самом деле могут быть более успешны в профессиональном плане.
Адам Грант различает три основных стиля взаимодействия: «дающие», «обменивающие» и «берущие». «Дающие» всегда готовы помочь и отдать больше, нежели получают, не ожидая чего-либо взамен. «Обменивающие» применяют стратегию «ты мне – я тебе». «Берущие» стараются взять как можно больше, не отдавая ничего взамен. Для классифицирования людей Грант разработал анкету, в которой участники должны решить, как бы они себя повели в 15 различных ситуациях, как в повседневной жизни, так и на рабочем месте.
Результаты нового исследования, которое будет опубликовано в журнале «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences), предполагают, что концепцию «дающих, обменивающих и берущих» можно также применить при распределении знаний в организации. Профессор из университета в Тюбингене и лидер социальной медиагруппы в исследовательском центре KMRC Соня Утц (Sonja Utz), Николь Мускарелл (Nicole Muscanell) из центра KMRC и профессор Аня Гёритц (Anja Goritz) из университета Фрайбурга использовали эту новую систему оценки личности, чтобы определить, как она влияет на процесс разделения ресурсов и информации, проанализировав поведение 1200 работников из разных сфер деятельности. Они также классифицировали их и с помощью более традиционного способа оценки, по которому люди делятся на про-социалов, индивидуалистов и конкурентов. Участники исследования сначала выполнили тест на определение своего типа взаимодействия, а также несколькр тестов на определение таких черт характера, как нарциссизм.
Две недели спустя профессор Утц и ее коллеги оценили корпоративное поведение, используя задачу на социальную дилемму и задачу, требующую поделиться стратегической информацией. В первом задании участникам было выделено воображаемое пожертвование в размере 300 евро. Затем их попросили решить, какую часть из этой суммы они могли бы отдать в общий групповой фонд. Им сообщили, что сумма, которую составит фонд, будет удвоена и разделена поровну между всеми членами группы. Таким образом, группа была бы в большем выигрыше (как целое), если бы каждый пожертвовал полученные им деньги; однако на индивидуальном уровне было бы более выгодно, чтобы другие члены группы отдали свое пожертвование, в то время как сам человек сохранил бы свою сумму у себя. Исследователи использовали задачу с передачей стратегической информации чтобы определить, в каком объеме и какой именно информацией делятся участники: менее важной и уже известной или действительно важной, известной только этому человеку. Результаты показали, что «дающие» менее эгоистичны и самовлюбленны, чем «берущие». Более того, в сравнении с традиционной классификацией на про-социалов, индивидуалистов и конкурентов, новая классификация на «дающих», «обменивающих» и «берущих» оказалась лучшим средством для предсказания поведения, измеренного две недели спустя. «Дающие» делились с группой не только большим количеством денег, но и более важной информацией. «Берущие» держали при себе как деньги, так и различные типы информации.
Эти результаты имеют важное значение для применения в сфере управления знанием в организации. Они предполагают, что недостаточно просто предоставлять сотрудникам инструменты для управления информацией, чтобы оптимизировать обмен знаниями. Лидерам и менеджерам важно держать в уме тип личности и стиль взаимодействия своих работников. В частности, они должны помнить о том, что «берущие» могут оставить всю важную информацию при себе.