Вторник, 20.05.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Актриса старого стиля

от Редактор
27.08.2014
в Культура, Новости
1 мин чтения
Актриса старого стиля

За обсуждением санкций и прочих более и менее приятных событий мы как-то пропустили один повод для празднования. 27 августа 1896 (15 августа по старому стилю) года родилась Фанни Гиршевна Фельдман.

Я замечал, что любой возраст после ста воспринимается несколько комично, особенно, если у старика или старушки еще хороший слух и собственные зубы. Это как если малыш четырех-пяти лет вдруг внезапно запоет густым басом. Несмотря на то, что Фанни Гиршевны с нами нет уже 30 лет, ее заразительная «зубастость» по-прежнему на слуху у тех, кто еще жив и имеет вкус к той озорной язвительности что ставит целью провести человека по полному циклу «от телесного низа» (термин М. Бахтина) до «телесного верха» и выше (при условии, что система незамкнутая), потому что хороший юмор способен возвысить человека, если он принимает его уколы как нравственную фармакопею.

После революции родители Фанни уехали в эмиграцию. Девушка, мечтающая о театральной карьере, осталась в России. Мать втайне от отца посылала ей деньги. Фанни много позже вспоминала: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

— Денег жаль, зато как красиво они улетают!

— Да ведь Вы — Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!

Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини».

Сегодня ей было бы 118 лет, мимо такой неправдоподобной даты Фаина Георгиевна, считавшая, что паспорт человека — это его несчастье и человеку всегда должно быть восемнадцать лет, вряд ли прошла бы без шутки. Ее жизнь вместила в себя два мира, два уклада: дореволюционный и советский. И эти миры в ней до конца жизни так и не примирились.

Мы можем праздновать ее день рождения между 15 августа и 27 августа (по старому стилю): смотреть фильмы с ее участием, перечитывать полюбившиеся нам остроты. Рекомендую книгу «Фаина Раневская: Вся жизнь» Алексея Щеглова, «эрзац-внука», как называла Раневская сына близкой своей подруги, актрисы И.С Вульф, дочери наставницы и ближайшей своей подруги, вероятно, самого родного человека после того, как кровные родственники покинули Россию, П.Л. Вульф.

Фаина Георгиевна Раневская уничтожила свою книгу воспоминаний. Но позже не раз возвращалась к ней, начинала, останавливалась. Как-то к ней обратились в очередной раз с просьбой написать о себе. Она согласилась, подписала договор, получила аванс. Но дальше начальной фразы: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник…» дело не пошло. Сегодня, в XXI веке, словосочетание «небогатый нефтепромышленник» это оксюморон. Жизнь Фаины Георгиевны в двух веках, XIX и XX, для нас, ее переживших на одно поколение современников, подобна художественной коллекции, украденной и распроданной по частным архивам. Собрать воедино эту коллекцию вряд ли удастся, но многочисленные владельцы ее экспонатов, будучи не в силах соблюсти молчание из-за таланта автора их экспонатов, предают огласке связанные с ними истории.

Повествование Алексея Щеглова — рассказ из первых уст, начинающийся с детства актрисы в чеховском Таганроге, где она жила в большой благополучной еврейской семье. Отец, Гирши Фельдман, — человек с твердым и сильным характером. Мама по своей девичьей фамилии Милка Рафаиловна Заговайлова передала Фаине редкую музыкальность, тонкость души и чувствительность. Когда будущей актрисе было пять лет, умер младший братик. Фаина Георгиевна позже вспоминала, что горько плакала по нему, но будучи не в силах совладать со своей уже проявившейся к тому времени актерской натурой, отвела траурный занавес с зеркала, чтобы увидеть себя в слезах. «Ненавидела гувернантку, ненавидела бонну немку…. Любила читать, читала запоем. Над книгой, где кого-то обижали, плакала навзрыд, — тогда отнимали книгу и ставили в угол. Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. В семье была нелюбима. Мать обожала, отца боялась и не очень любила. Писать без ошибок так и не научилась, считать тоже, наверное поэтому и по сию пору всегда без денег».

Судьба Раневской — история многочисленных разрывов: с семьей, со страной, которую знала с детства, с театрами, режиссерами, любимыми людьми. Она и вправду «пережила и многое и многих»: своих родных, учительницу и подругу Павлу Леонтьевну Вульф, своих родных, подруг, режиссеров, с которыми далеко не всегда находила взаимопонимание. Павлу Леонтьевну Вульф она впервые увидела в 1911 году в переполненном зале маленького Таганрогского театра в гастрольных спектаклях театра Ростова-на-Дону. Та играла свои лучшие роли: Лиза («Дворянское гнездо»), Нина Заречная («Чайка»), Аня («Вишневый сад»). До самой смерти Павлы Леонтьевны Фаина Георгиевна была членом ее семьи, дружила с ее дочерью Ириной Вульф, несла домой в абсолютной середине своей жизни — в 44 года — новорожденного сына Ирины Вульф из роддома, нянчилась с ним, баловала, называла эрзац-внук и до конца жизни поддерживала с ним переписку.

Ее жизнь была долгой. Мгновения счастья сменялись годами уныния, десятилетиями тоски и одиночества. Актриса до конца жизни считала себя нереализовавшейся в полной мере. И все-таки итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали несколько десятков ролей на сцене и около 30 — в кино. За свою деятельность актриса удостоена звания народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (1949, 1951 — дважды). Говорила, как всегда не без усмешки и самоиронии: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь». Она не стала частью советского театрального антуража, сохранила в себе с воспоминаниями об ушедшей России серьезнейшее отношение к искусству, к старой театральной школе, умение ценить человеческие отношения и отличать искренность от лживости, талант от бесталанности. Ее любили зрители, даже такой пристрастный ценитель искусства как И.В. Сталин отдавал должное ее способности быть разной на сцене и в кино. И все-таки долгую жизнь в коллективной зрительской и читательской памяти обеспечил Фаине Георгиевне талант едкого афориста, талант наблюдателя своих и чужих слабостей, умеющего сказать о них «мало, но смачно». И, конечно, отсутствие таланта приспособленчества. С годами в атеистической стране она становилась все терпимее к религии. Писала, что ее любимые мужчины — Христос, Чаплин, Герцен, доктор Швейцер. Рукодителю Еврейского театра Соломону Михоэлсу она говорила: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!»

Священник-эмигрант Александр Ельчанинов в своих дневниках писал: «В чем соблазн и яд театральности для зрителя, но главным образом для актера? — привычка жить, и притом напряженно и остро, иллюзорною жизнью, часто много острее своей настоящей будничной жизни; создание в себе «паразитических» личностей; тщеславие. Поэтому театр так и опасен слабым людям — он их перемалывает без остатка». Фаина Георгиевна стала примером той личности, которую не смогли перемолоть ни жизнь в советской России, ни часто враждебное театральное окружение.

Фаину Георгиевну почти всю ее жизнь окружали сильные характером творческие женщины. Читая строки воспоминаний Алексей Щеглова, единственного мужчины в женском семейном окружении, я превращаюсь на время в убежденного феминиста. Влияние женщин на жизнь России в прошлом и настоящем еще предстоит оценить. Праздновать же талант сильной, талантливой, фонтанирующей остроумием Фаины Георгиевны Раневской только 12 дней в году, между датами по новому и старому стилю, считаю преступлением против человечности и чувства юмора, поэтому впаду в безрассудство и стану ее читать и до, и после ее дня рождения. Понемногу, для тонуса и оживления творческих токов.

Предыдущий Пост

Пять главных книг атеиста: от Библии до Оруэлла

Следующий Пост

Золтан Истван: Необходимо запретить рожать «недостойным»

Связанные Посты

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025

Две российские компании  - АО «Оператор ТМиК» и INVENTORUS объявляют о подписании соглашения о сотрудничестве, направленного на развитие научно-исследовательского и инновационного потенциала...

Росатом создает энергетику будущего

Росатом создает энергетику будущего

21.01.2025

Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут стать быстрые ядерные реакторы. Эти высокотехнологичные установки...

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

25.12.2024

Будущее энергетики: важность развития быстрых ядерных реакторов Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут...

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

06.12.2024

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Академик Евгений Велихов внес ключевой вклад в развитие целого ряда научно-технических направлений в мире. В частности,...

Эксперты обсудили на научно-фантастическом Симпозиуме в Москве перспективы развития энергетики до 2050 года

Эксперты обсудили на научно-фантастическом Симпозиуме в Москве перспективы развития энергетики до 2050 года

07.11.2024

На прошедшей в рамках научно-фантастического Симпозиума дискуссии по теме "Чистая энергетика будущего" ведущие эксперты, представители федеральных органов власти и энергетических...

Загрузить Еще
Следующий Пост

Золтан Истван: Необходимо запретить рожать «недостойным»

ВОЗ выступает против рекламы электронных сигарет

ВОЗ выступает против рекламы электронных сигарет

Top Stories

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024