В Бельгии заключенный Франк Ван Ден Бликен, отбывающий пожизненный срок за изнасилование и убийство, отстоял в суде свое «право на смерть». Это судебное решение может стать важной вехой в правоприменительной и медицинской практике.
В 2001 году 50-летний заключенный Франк Ван Ден Бликен подал в вышестоящую инстанцию прошение об эвтаназии, в котором говорилось о «невыносимом психологическом страдании», причиняемом ему собственными приступами неконтролируемой сексуальной агрессии. Прошение было одобрено только в прошлый понедельник.
Совет наблюдателей тюрьмы в ответ на прежние прошения рекомендовал заключенному обратиться за психологической помощью. Но после того, как адекватного лечения Ван Ден Бликену предложено не было, прошение было удовлетворено.
По сообщению газеты Independent, Ван Ден Бликен потребовал перевода в специализированный психиатрический центр в Нидерландах, но в этом ему было отказано.
В документальном фильме, вышедшем на экраны в этом году, заключенный назвал себя «опасным для общества» человеком и на этом основании предложил применить к себе эвтаназию. «Что прикажете мне делать? Какой смысл мне просто сидеть и в ожидании своего часа гнить заживо? По мне так лучше было бы умереть», — говорит он.
Его адвокат Джос Вандер Велпен рассказал репортерам, что Ван Ден Бликен будет переведен в больницу для процедуры эвтаназии, там он «попрощается со своими родственниками в достойных человеческих условиях». «Но я пока не могу сказать, когда и где это произойдет», — добавил Велпен.
Эвтаназия признана законным способом прекращения жизни в Бельгии с 2002 года, однако случай Ван Ден Бликена первый, когда право на смерть распространяется на заключенного.
Бельгия неоднократно подвергалась критике со стороны религиозных и правозащитных организаций, считающих, что закон об эвтаназии допускает расширенные толкование и применение. Критики закона считают, что многих людей, находящихся в зависимом положении, можно убедить пойти на этот шаг, кроме того смерть Ван Ден Бликена может стать важным прецедентом, после которого многие заключенные потребуют для себя такой же процедуры.
На сегодняшний день еще по меньшей мере 15 заключенных потребовали информацию об эвтаназии, пишет газета De Standaard.
«К сожалению, Бельгия находится в авангарде стран, которые ввели в практику эвтаназию по требованию. Первые подобные процедуры были проведены в 2003, и с каждым годом спрос на эвтаназию стабильно повышается», — говорит Пауль Мойнан, директор организации CARE for Europe.
«В прошлом году прирост таких смертей составил около 27 процентов, что равняется в среднем пяти человекам в день», — добавил он.
Пауль Мойнан в случае Ван Ден Бликена возложил вину на бельгийскую систему здравоохранения. «Эвтаназия входит в пакет паллиативной помощи, и теперь ни один пациент наших учреждений здравоохранения не находится в безопасности. С этого года эвтаназия распространяется на все возраста, поэтому дети тоже входят в группу риска. Теперь в эту группу также входят и заключенные с психическими расстройствами», — объяснил он.
«Это не просто скользкий путь, мы говорим о лавинообразном развитии культуры смерти. Христианам в первую очередь сегодня необходимо напоминать обществу, что время нашей смерти не в наших руках, и в каждой стране нам необходимо бороться против любых попыток ослабления законов по защите жизни».
Находящийся в Бельгии Европейский институт биоэтики в течение многих лет исследует воздействие легализованной эвтаназии на общество. В докладе за 2012 год сделан вывод о том, что после того, как в Бельгии эвтаназия стала обыденным явлением, между 2010 и 2013 годами количество зафиксированных случаев эвтаназии возросло на 89 процентов: с 953 случаев до 1807.
Карин Брошье, менеджер проектов Европейского института биоэтики в интервью сайту Christian Today сказала, что эта статистика — лишь верхушка айсберга, реальность гораздо более трагична.
«Эти цифры отражают зафиксированные докторами случаи, но помимо них есть многочисленные случаи, незафиксированные в документах, так что официальную цифру можно смело увеличивать в несколько раз, — говорит она. — Мы действительно имеем дело с неконтролируемым процессом, и все потому, что последствия закона непредсказуемы».
Брошье считает, что доказательства «непереносимости» страданий предоставить совсем несложно, обращающимся за эвтаназией просто надо заявить об этом, защита таких людей минимальна.
«Число людей, обращающихся за эвтаназией, увеличивается, и в этом кроется серьезная проблема, — считает она. — Если человек болен, стар или не хочет жить, он просто заполняет специальную форму и просит провести эвтаназию. Эта практика становится повсеместной. Появилась своего рода мода на такую смерть».
Что касается случая Ван Ден Бликена, то Брошье подтвердила справедливость критики сложившейся ситуации с защитой людей с психическими расстройствами.
«Наша психиатрическая система сегодня находится в плачевном состоянии, то же можно сказать и о пенитенциарной системе. Мы забываем о тех людях, которые отделены от нас толстыми стенами», — говорит она.
«Эвтаназия — смертный приговор. Мы боролись за запрет высшей меры наказания на международном уровне, но в Бельгии сегодня говорят: «Вы хотите эвтаназию, вы находитесь в тюрьме, когда нет средств на улучшение психиатрические лечебницы? Что ж, мы готовы пойти вам навстречу и умертвить вас».
«И ведь речь идет не об одном человеке. В 2013 году эвтаназия была применена к 67 человекам, заявившим о непереносимых психологических страданиях. И это настоящая проблема, свидетельствующая о кризисе психиатрической системы в стране. Он [Ван Ден Бликен] должен был быть помещен не в тюрьму, а в специальную психиатрическую лечебницу… у нас просто не было возможностей и финансов для того, чтобы найти ему подходящее учреждение».
Брошье считает, что единственный прогрессивный путь сегодня — это инвестиции в паллиативную медицину. «Настоящий паллиативный уход не включает в себя эвтаназию – люди должны научиться встречать свою кончину, не прибегая к посторонней помощи. Это участь каждого. Мы должны быть вместе, даже в страданиях. Мы — члены одного общества и нуждаемся друг в друге, — говорит Карин Брошье в завершении интервью. — Мы не можем жить в одиночестве, нам опять необходимо признаться себе в этом».
Источиник: Christian Today
Автор: Кэри Лодж
Перевел: Игорь Аленин