С 9 по 23 ноября 2014 года в Москве впервые пройдет международный фестиваль “Musica Mensurata”, посвященный исключительно средневековой музыке.
На фестивале будет музыка X–XIII веков в аутентичном, или, как сейчас выражаются специалисты, «исторически информированном» исполнении ансамблей и музыкантов из России, Германии и Швейцарии. Будет звучать музыка, никогда ранее не звучавшая в России, и инструменты, слабо представленные на нашей сцене, — виелы, цитоли и гиттерны. Несколько реконструированных произведений ожидает мировая премьера. Художественный руководитель фестиваля Данил Рябчиков надеется, что на концертах фестиваля оживет музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности.
Конец Средневековья был ознаменован неурожаями и голодом, эпидемиями оспы, проказы и чумы. В неполные 40 лет после 1312 года, когда начал резко меняться климат, погибло более половины населения Европы. За эти годы резко упало качество преподавания в школах и университетах, стали распространяться суеверия, начались погромы и гонения на ведьм. Произошел культурный, цивилизационный слом. Последний трубадур умер в конце XIII века, последний трувер — в начале XIV-го, во времена начала голода был написан последний манускрипт Арс антиква.
Начиная с XIV века в музыке появляются гармония, контрапункт, бас как функция, ансамбли разнородных инструментов — такие хорошо знакомые нам понятия. Средневековая же музыка — совсем другая. Она сложена по иным, непривычным для нашего слуха канонам. И в России исполнение средневековой музыки по-прежнему очень редкое событие.
“Musica Mensurata” — дословно «размеренная музыка», та музыка, которую можно «измерить». Этим термином средневековые теоретики называли многоголосную музыку с определённым и нотированным ритмом, в противовес одноголосию григорианского хорала — «плавной», или «ровной» музыке (лат. musica plana, cantus planus), где ритм определялся просодией богослужебного текста и последовательно не нотировался.
Под именем Musica Mensurata на фестивале объединены самые разные образцы средневекового музыкального исполнительства: миннезанг (искусство миннезингеров — немецких трубадуров), Арс антиква (одна из вершин в истории европейской полифонии), музыка X–XII века на cтароокситанском языке (буквально музыка трубадуров, существовавшая еще до трубадуров!).
9 ноября в Лютеранском соборе Св. Петра и Павла пройдет концерт под названием «Песни о смерти. Плачи, размышления о смерти и танцы XII-XIII веков». Известный во всем мире российско-швейцарский “Ensemble Labyrinthus” исполнит утонченные кондукты и рондели из старинных швейцарских и французских манускриптов — они прозвучат под аккомпанемент великолепных исторических инструментов. Помимо прекрасных вокалисток Витте-Марии Вебер и Анны Миклашевич, выступать будет руководитель ансамбля Данил Рябчиков (цитоль, шифони).
“Ensemble Labyrinthus” основан в 2010 году и специализируется на исполнении музыки XII–XIV веков. Название ансамбля связано с традицией средневековых лабиринтов, в процессиях по которым, вероятно, использовалась особая паралитургическая музыка, составляющая основу репертуара ансамбля. Программа музыки из швейцарских и французских монастырей и кондуктов, “Carmina Helvetica”, давно стала визитной карточкой ансамбля и была с успехом представлена на фестивалях и концертах во Франции, Германии и Швейцарии.
Приоткроем завесу над тайнами некоторых средневековых жанров. Рондель — это церковный или внецерковный танец с духовным текстом. В Средние века церковные танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию. Часто их пытались искоренить, но безуспешно. В XIII веке этот жанр переживал свой расцвет: множество танцев писали авторы парижской школы Нотр-Дам. Текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой, музыкально эти произведения близки к менестрельской и даже народной традиции. Обычно рондели пелись юношами или девушками на празднествах.
Кондукт, несколько более утонченный жанр, также связан с эстетикой празднеств. Это многоголосная или одноголосная латиноязычная песня XII–XIV веков. В швейцарских манускриптах сохранилось несколько десятков кондуктов. В них новое искусство (Ars Nova) переплетено со старым (Ars Antiqua) в причудливый орнамент.
Танец смерти (макабр) — это явление ренессансное и более позднее. Надо сказать, что отношение к смерти в XII–XIII веках было несколько иным, чем сегодня. И музыка о смерти порой писалась в ладах, которые мы сейчас назвали бы мажорными. Никакого «упадка» и депрессивности в ней и в помине нет. Тем удивительнее нам слышать светлые размышления о смерти.
Арс антиква (Ars Antiqua) — период в истории западноевропейской (преимущественно французской) музыки XII — начала XIV веков. Термин «Арс антиква» применяют только по отношению к многоголосной музыке этого времени: органумам, кондуктам и другим жанрам Школы Нотр-Дам, гокетам и мотетам. Строгую сдержанность Арс антиква обычно противопоставляют более дерзкой и «распущенной» музыке и музыкальной теории Арс нова, французской и итальянской технике композиции XIV века.
На концерте 9 ноября будут исполнены произведения Филиппа Канцлера, Вальтера Шатильонского и нескольких других неизвестных авторов.
16 ноября под сводами собора прозвучат несколько песен из знаменитой «Франкфуртской рукописи» Нейдхарта фон Ройенталя наряду с пронзительной музыкой неизвестных авторов Йенской рукописи (XIII в.) и Монаха Зальцбургского (XIV в.) — все это в исполнении солистов знаменитого немецко-французского исторического ансамбля “Ensemble Leones”: Марка Левона (вокал, виела, лютня) и Батиста Ромэна (виела, волынка). Известно, что виела и лютня были наиболее популярными инструментами, сопровождающими одноголосное пение.
Программа вечера называется «Золотой петушок рыцаря Нейдхарта. Музыка немецкого миннезанга XII-XIII веков». Одним из самых известным поэтов-композиторов позднего Средневековья был рыцарь, известный под именем Нейдхарт фон Ройенталь (ок. 1180–1240). Однако последние исследования показали, что это псевдоним, буквально означающий «Нейдхарт из Долины слез». Современники называли этого человека просто Нейдхартом. В то время как основной темой для немецких миннезингеров конца XII — начала XIII века является куртуазная любовь, их младший современник Нейдхарт решительно порывает с этой традицией и обращается к сценам сельской жизни.
Нейдхарту повезло больше, чем другим миннезингерам: до нас дошли целых 55 его песен. Несмотря на то, что так называемая «Франкфуртская рукопись Нейдхарда» сохранилась не полностью, содержащиеся в ней шесть песен Нейдхарта представляют собой самый ранний сохранивший образец подлинной записи музыкальных произведений того времени. “Ensemble Leones” представят все песни Нейдхарта из Франкфуртской рукописи с полными текстами, а также другие сохранившиеся его произведения, аранжированные в характерном стиле эпохи.
Основанный Марком Левоном в 2008 году, “Ensemble Leones” посвятил себя музыке Средневековья и Ренессанса и сочетает тонкие реконструкции и стилистически достоверные аранжировки с вдохновенным исполнением.
Еще один концерт фестиваля пройдет 23 ноября в культурном центре «Покровские ворота»: ансамбль “Ensenhas” выступит c программой «Новые песни Аквитании. Истоки трубадурской традиции. Музыка X–XII веков».
Первые известные нам трубадуры появились на юге Франции на рубеже XI–XII веков, но и до них существовала певческая традиция — музыка на окситанском языке. Кроме произведений на латыни и окситанском в концерте прозвучит духовная музыка XI–XII веков на староокситанском, причем ансамбль предпримет попытку реконструировать инструментальную практику XI—XI веков.
Также 15 ноября состоятся мастер-классы Батиста Ромэна (по средневековой виеле) и Марка Левона (по средневековой лютне, гиттерну и миннезангу).
Подробности — на www.mensurata.com