Ясир Арафат — один из известнейших радикальных политических деятелей второй половины XX века. Его жизнь и деятельность получали и, очевидно, всегда будут получать крайне противоречивые оценки: для одних Арафат является борцом за независимость и национальное освобождение, для других — злейшим врагом, убийцей и террористом.
Ясир Арафат является политическим деятелем, которому практически удалось превратить негосударственное насилие в легитимную форму политической борьбы. Тем более неожиданно звучит недавнее заявление пастора Роберта Тиндалла Кендалла о том, что бывший глава Организации освобождения Палестины Ясир Арафат, возможно, стал христианином незадолго смерти 10 лет назад.
В интервью журналу Premier Christianity автор книг и пастор Роберт Кендалл утверждает, что он имел возможность наблюдать за тем, как Ясир Арафат смотрит фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Палестинский лидер на показе фильма вытирал слезы и во время пяти встреч с Кендаллом просил рассказать ему больше об Иисусе Христе.
«Не удивлюсь, увидев его на небесах, — говорит Кендалл. — У меня есть на то причины. Я молился с ним пять раз, совершил миропомазание. Читал с ним молитву покаяния. Я не утверждаю, что он спасен. Я лишь говорю, что меня не удивит, если он окажется спасен».
Фигура Арафата до сего дня воспринимается как весьма противоречивая. Его обвиняли в коррумпированности, в нем видели героя, борющегося за свободу. Он получил Нобелевскую премию мира в 1994 году наряду с Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом за важную роль на переговорах в Осло, которые положили на время конец вооруженному конфликту между Израилем и Палестиной.
Президент США Джордж Буш оценил смерть Ясира Арафата в возрасте 75 лет как «поворотный момент» в истории Палестины, бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер говорил, что Арафат на протяжении многих лет отстаивал «интересы палестинцев и стран Ближнего востока». «В истории Палестины многие поколения надеялись на мир, она полна также разочарований от невозможности достижения этого мира», — сказал он.
В обращении Всемирного совета церквей по случаю смерти Арафата говорилось, что он останется в памяти народов «как человек, объединивший палестинцев, его неоценимый вклад в устройство национального палестинского государства не будет забыт. Мы вместе с христианским церквями Святой земли высоко ценим преданность палестинскому обществу, его интересам и его будущему. Президент Палестинской автономии Ясир Арафат часто говорил, что церковь наряду с мечетью является центром духовной палестинской жизни».
Автор: Кэри Лодж
Перевод: Игорь Аленин