Мы знаем, что взрослые обманывают детей по разным причинам. И причины эти могут быть (на первый взгляд) оправданы: например, родители защитить чувства ребенка или продлить его веру в нечто приятное и сказочное. Однако большинство родителей также хотят воспитать в своих детях честность, а новое исследование предполагает, что ложь – не лучший способ научить ребенка правде.
Челси Хейс (Chelsea Hays) и Лесли Карвер (Leslie Carver), психологи из университета Калифорнии в Сан-Диего, разработали эксперимент для того, чтобы проверить, имеют ли дети, которым часто лгали взрослые, большую склонность к тому, чтобы самим извращать правду. Хейс и Карвер набрали 186 детей и наугад распределили их по двум группам: «солгать» или «не солгать». В группе «солгать» экспериментатор говорила ребенку, что в другой комнате его ждет большая ваза с конфетами, а когда ребенок туда приходил, экспериментатор признавала, что конфет там нет, и объясняла, что она на самом деле хотела, чтобы ребенок здесь поиграл с ней в игру. В группе «не солгать» экспериментатор говорила ребенку, что в следующей комнате ребенка ожидает веселая игра, не упоминая о конфетах. Хейс и Карвер также разделили детей по двум возрастным категориям: дошкольники (от 3 до 5 лет) и школьники (от 5 до 7).
В ходе эксперимента ученые создавали такую ситуацию, которая провоцировала ребенка на ложь: они играли в игру, где ребенку необходимо было угадать невидимую игрушку по подсказкам аудитории. Например, чтобы угадать Элмо (герой детской телепередачи «Улица Сезам»), детям ставили коронную фразу персонажа «Пощекочи меня», для Коржика – фраза «Я люблю печеньки». После двух простых кругов игры ребенку ставили весьма непонятную музыкальную подсказку: «К Элизе» Бетховена.
Затем экспериментатор притворялась, что ей позвонили по телефону, и выходила из комнаты, оставляя ребенка наедине с игрушкой. Перед уходом она напоминала ему, чтобы тот не подглядывал. (Скрытые камеры показали, что почти все дети подглядывали). По возвращении она спрашивала ребенка, обещает ли он говорить правду. (Лишь двое детей отказались давать обещание, и их данные были исключены из подсчетов). Затем экспериментатор спрашивала, подглядывал ли ребенок.
Дети постарше лгали чаще, чем малыши, а дети, которым вначале обещали конфеты, имели самый высокий показатель по обману. Около 88% школьников в группе «солгать» не смогли сознаться, по сравнению с 65% в группе, которым не лгали. В младшей группе ложь взрослых не сыграла такой роли: около 50% все равно лгали.
«Есть несколько возможных причин, почему наши манипуляции приводят к тому, что дети начинают вести себя менее честно, – пишут авторы. — Во-первых, возможно, дети подражают лживому поведению, которое они наблюдают. …Возможно, эти дети сделали свои выводы о важности честности, которой нужно подражать. …Также возможно, что вместо подражания дети просто получили информацию о взрослом, который им солгал. …Возможно дети не чувствовали необходимости сдерживать свое обещание говорить правду тем, кого они считают лжецом».
Эта игра является классической для исследователей, которые изучают ложь у детей. Другие исследования, использовавшие эту парадигму, показали, как изменяются лживые привычки детей с течением времени, соответственно развитию их когнитивных способностей: продолжат лгать в подобной ситуации около четверти двухлеток, половина трехлеток и 90% четырехлеток. Пропорция лжецов продолжает расти примерно до 15 лет, прежде чем начнет спадать. К 17-летнему возрасту она опять возвращается к 70%. Лживость может быть лишь стадией развития, которую большинство детей в дальнейшем перерастет, однако кажется, что честность и прямота при общении с ними является первым шагом, который поможет ее предотвратить.
Автор: Элис Робб (Alice Robb)
Источник: NYmag