Во время споров об этике в сфере технологий то тут то там слышится следующий аргумент: «Технология нейтральна, это люди плохие или хорошие».
Или взять, например, наклейку на бампере машины, которую любят вывешивать члены Национальной стрелковой ассоциации: «Ружья не убивают людей – это делают люди». Хотя в этой идее есть доля истины, к одним технологиям она лучше применима, чем к другим. Например, она мало подходит для газовых камер, которые нацисты использовали, чтобы убивать евреев в Аушвице.
Поэтому люди, использующие этот аргумент, должны знать, что использование любой технологии нуждается в тщательном обдумывании обстоятельств, в которых она применяется. Это особенно справедливо в отношении нового приложения для смартфона под названием Yik Yak.
Вначале оно кажется вполне безобидным. Это приложение очень похоже на Твиттер с ограничением в 200 символов. Однако между ними есть два главных отличия. Первое: в Yik Yak общение ограничено радиусом в 1,5 мили (привязано к GPS системе вашего телефона). Второе: все посты в нем анонимные – никаких паролей, логинов и никаких способов выяснить, кто это выложил. Yik Yak является цифровым эквивалентом стены, ожидающей, когда ее покроют граффити. И, как и следует ожидать, среднее количество сообщений в Yik Yak практически равноценно тому, сколько обычно пишут на стенах в общественном туалете.
Я натолкнулся на него не в попытках приобрести и испробовать это приложение. (Мой допотопный телефон едва справляется с текстовыми сообщениями). Я случайно взял в руки экземпляр студенческой газеты University Star, издаваемой в Техасском университете, и прочитал статью, написанную выпускником журналистского факультета, в которой он призывал студентов не употреблять наркотики. И, кстати, он сказал, что теперь это так просто: все что нужно – зайти на Yik Yak и начать расспрашивать, и — вуаля — появляется продавец, дилер или как там они сейчас называют тех людей, которые продают нелегальные наркотики.
Обычно я не читаю такие статьи в студенческих газетах, потому что я, как правило, не согласен с 95% того, что там написано. Однако это была необычная история: студент заявлял, что Yik Yak уводит его товарищей по плохой дорожке.
Это не все. Хотя приложение Yik Yak имеет ограничение по возрасту 17+, оно просто просит вас подтвердить сколько вам лет. Любой человек, умеющий писать и использовать смартфон, может легко зарегистрироваться, что включает в категорию пользователей школьников абсолютно всех возрастов. Анонимность же приложения является открытым приглашением для издевательств, сексуально-ориентированных сообщений и угроз о взрыве бомб. Хотя она, к счастью, ограничена.
Один из подростков Лонг-Айленда убедился на своем опыте, что предполагаемая анонимность Yik Yak имеет ограничения. Он опубликовал угрозу взрыва бомбы, полицейские получили ордер и отправились в офис Yik Yak, где представители компании указали на своего злополучного потребителя, которому теперь светит тюремное заключение. Вот и верь после этого рекламе! Фирма имеет определенные юридические стандартные формулировки на своем веб-сайте, которые гласят, что единственная причина, по которой они могут нарушить анонимность клиента – это просьба официальных правительственных учреждений.
Тем не менее, до того, как вмешается полиция, со многими людьми может произойти много плохого. Поиск в Google выдает бесчисленные случаи издевательств, которые произошли не без помощи этого приложения. Если пять или более людей в вашем радиусе заминусуют ваш пост, он исчезнет. Однако как часто это может происходить? Сама психология толпы против этого. Просьба к толпе преобразовать себя в совещательную демократию и проголосовать за то, чтобы плохие участники были удалены из эфира — это то же самое, что положить перед стаей голодных собак гамбургер и попросить их проголосовать за Великий пост.
Я редко однозначно осуждаю какую-либо конкретную технологию, но Yik Yak точно получает мою награду «Самое тупое приложение года», которую я только что выдумал. Позволять подросткам публиковать анонимные комментарии – это провоцировать беду. Безусловно, анонимность бывает уместна. Например, при голосовании. Однако голосование – это то, что мы поощряем. Покупка наркотиков, нанесение сексуальных и иных оскорблений и угрозы массового уничтожения – это вещи, которые мы не поощряем. И я надеюсь, что в США осталось еще достаточно островков иудео-христианской культуры, чтобы прийти к согласию по этому вопросу.
С тех пор, как приложение было выпущено в прошлом году, фирма, очевидно, была вовлечена в различные типы «устранения повреждений», публикуя предупреждения о злоупотреблении на своем веб-сайте и убеждая пользователей не делать того, что как раз и послужило столь большой популярности приложения.
Я раньше уже сталкивался с этим типом хитрого мошенничества: веб-сайты, продающие готовые домашние задания и сочинения для студентов, предупреждают, что «эти документы только для справки». Корпорации все больше игнорируют моральные аргументы и реагируют только на юридические действия.
Учитывая актуальность проблемы издевательств и участившиеся судебные разбирательства по этому поводу, меня не удивит, если какой-то умный адвокат уже подал иск от лица родителей, чьих детей обижают с помощью приложения Yik Yak. Когда он потерпит неудачу, я надеюсь, что какой-нибудь орган власти – на ум мне приходит Комиссия по связи США – вступится за них, и компании Yik Yak придется либо радикально изменить свои правила, либо прекратить свое существование. В нынешней либерализованной политической атмосфере последнее — маловероятно, а иск требует больших финансовых вложений, чтобы мотивировать достаточное количество высококлассных адвокатов и юристов.
К сожалению, Yik Yak является маленькой компанией, фонд которой составляет всего лишь несколько миллионов долларов, и поэтому иску, возможно, придется подождать, когда ее поглотит какая-нибудь большая фирма типа Google.
Однако этический кодекс Google – «Не будь злом» – должен заставить их сомневаться, перед тем как связываться с технологией, которая с такой легкостью провоцирует худшее в нашей природе. Поэтому, будем надеется, что Yik Yak либо сама себя похоронит под грудой исков и никогда больше не подаст голоса, либо, что еще лучше, люди, стоящие во главе этой компании, осознают, что они создали монстра, и сами пронзят его сердце цифровым копьем.
Карл Д. Стефан (Karl D. Stephan) – профессор электро-инженерии в Техасском Университете в г. Сан Маркос, штат Техас.
Источник: MercatorNet