Мэрилин Мэнсон – самый скандальный артист 90-х и последний идол в новейшей истории рок-н-ролла, прославившийся своим пестрым имиджем, гротескными клипами и поджиганиями Библий на своих концертах. Он делал все, чтобы привлечь к своей персоне внимание не только одной музыкой.
Безусловно, такие образы в рок-н-ролле уже были – Игги Поп, Элис Купер и Блэки Лолесс, но Мэнсон довел образ шок-рокера до абсолютно абсолюта, до грани межу гениальностью и кичем. Для детей 90-х он был запретным плодом, воплощением дьявола на земле и культурным ориентиром. На самом деле, Мэрлин «Браин Уорнер» Мэнсон стал последним эталонным театралом от рок-н-ролла, на смену которому пришла разве что Леди Гага (!) – Мэрилин Мэнсон в поп-музыке.
Когда проект Marilyn Manson только появился с дебютным альбомом Portrait of an American Family, образ артиста еще не был доведен до конца и требовал корректировки, а песни, спродюсированные лидером Nine Inch Nails – гением Трентом Резнором, отдавали смесью из Alice In Chains, White Zombie и Faith No More. Альбом был весьма интересным, но еще не тянул на всемирное признание, хотя уже имел весьма яркие хиты, определявшие фирменный стиль Мэнсона на следующие десять лет — «Lunchbox» и «Dope Hat». Затем вышел его второй альбом — Antichrist Superstar — сделавший из него того самого страшного и ужасного Мэрилина Мэнсона, от которого бежали мурашки по спине у всех неподготовленных обывателей. Новый образ рок-менестреля был продемонстрирован в клип «The Beautiful People», который сами же создатели назвали «жутчайшей жутью».
К третьему альбому Мэнсон заигрывался с рок-н-ролом. Mechanical Animals, кстати, самый мой любимый альбом Мэнсона, стал его творческой вершиной, которую он, увы, больше не покорял. И пусть все кругом твердят, что его лучше работой является скандальный Antichrist Superstar , открывший миру это чудовищное явление, чье имя было прописано заглавными буквами на всех христианских акциях протеста, в Mechanical Animals артист превзошел себя. Каждая вторая песня альбома была хитом — «The Dope Show», «Rock Is Dead», «I Don't Like the Drugs (But the Drugs Like Me)», «The Last Day on Earth», «Coma White», где воедино слилось лучшее от Резнора, Игги Попа, Элиса Купера и Дэвида Боуи. Гроза морей и океанов, именем которого родители пугали своих напакостивших детей, вдруг стал довольно удобоваримым глэм-рокером. Лично я ставлю Mechanical Animals на одну ступень с Depeche Mode – Violator и Nirvana — Smells Like Teen Spirit – лучшими альбомами 90-х!
Так вот к чему я это все? А я к тому, что все последующие альбомы нравились мне все меньше и меньше. Мэрилин Мэнсон сначала стал абсолютным воплощением зла на следующем Holy Wood (In the Shadow of the Valley of Death), каким был во времена Antichrist Superstar, а потом увлекся, хоть и не впервые, сменой облика и причесок, и на каждой новой обложке все больше и больше походил на, прости Господи, Сергея Зверева. Король рок-н-рола был понижен до придворного шута, и, к сожалению, до остроумия Шико ему было далеко. На несколько лет перетянув на себя одеяло главного рок-идола, Мэнсон сам же и задохнулся под тяжестью звания.
В своем новом альбоме The Pale Emperor Мэнсон постарался вернуться к тому самому звучанию, которого достиг на Mechanical Animals, но звучит все это неубедительно. Мелодии хороши, вокал все еще утягивает в мрачные коридоры подсознания, но все уже какое-то беззубое. Вроде и слушать не противно, но каждый раз возникает желание переключить на следующий трек.
Уж раз ты постарался повторить былые успехи, то будь добр — роди хотя бы пару хитов, достойных твоего же наследия, хотя бы с натяжкой. Но, все это звучит как предсмертные пыхтения. Нет, это далеко не гадость и не ерунда, но это не тот самый Мэнсон. Это бухтящий, потерявший зубы экс-герой рок-н-ролла, располневший и опопсевший. Это не The Pale Emperor (Бледный император), это бледное подобие бледного императора.