Надеюсь, что уже все посмотрели фильм «Хоббит: Битва пяти воинств». Поэтому пишу пострецензию, которая совсем не о фильме.
«Я привык говорить прямо — извините», — Б. Бэггинс.
В один из долгих светлых и теплых дней 1980 года я открыл книгу «Хоббит: Путешествие туда и обратно», и сердце мое навсегда покинуло этот мир. Конечно, тогда я не знал, что прикоснулся к одному из величайших литературных произведений человечества. Меня просто захватила драматичная и таинственная история Бильбо Бэггинса и его друзей-гномов, заворожили стихи и образы. И еще одна важная вещь — сквозь слова этой книги я, девятилетний мальчишка, почувствовал — не увидел, а именно почувствовал — иной свет, сияние нового мира, куда сразу же стала стремиться душа.
Три фильма, что созданы талантом Питера Джексона по истории Бильбо, сами по себе практически идеальны. Получилась серьезная киноистория, почти не говорящая со зрителем детским голосом книги, но стоит напомнить, что ДРРТ после всемирного признания «Властелина Колец» не раз говорил, что хотел бы переписать «Хоббита» языком взрослым и более глубоким.
У режиссера прекрасно получились почти все образы, но, конечно, он сумел внести сумятицу персонажами, которых в Хоббите быть не могло. Задолго до показанных на экране событий Азог был уже мертв, его убил тот самый Даин Железностоп но у врат Мории. Так что Торин, при все моем уважении, никак не мог проткнуть Азога а последний, в свою очередь, убить короля гномов. У Беорна зачем-то отняли главную его победу — именно человек-оборотень раскидал гвардию орков и убил предводителя черного войска — Болга. Слабость сценария очевидна, при этом главная интрига переделанного повествования, на мой взгляд, была упущена. Мало кто знает, что на самом деле Болг — это сын Азога! Раз уж оживили мертвого мерзавца, могли бы и сочинить историю его взаимоотношений с отпрыском, более драматичную, чем совершенно идиотская любовь между гномом Фили и несуществующей эльфийкой Тауриэль. Фили то что?! Его убили, он и спокоен. А теперь не только непонятной Тауриэль мучиться всю вечность, но и Леголасу, оказавшемуся волей сценаристов-извращенцев, в нее безответно влюбленным. Дело в том, что согласно миру Арды эльфы — совершенные однолюбы, то есть этим двум лесным эльфам теперь вечно быть несчастными, не найдя себе половин. Вот где трагедия, а не в идиотском вопросе о том, «чтоэтотамболитвгруди» выдуманного персонажа к реальному королю Трандуилу.
Брюзжать по поводу нестыковок, ляпов и несоответствий реальности в фильме можно долго. Но вот что я вам скажу, — я не знаю ни одного влюбленного в творчество ДРРТ читателя, кто бы ни хотел по-своему продолжить эту историю. Таково свойство величайшей литературы и особенность гениального наследия Профессора — ты хочешь побывать там, в Средиземье, в удивительной истории, и даже развить ее самостоятельно. У некоторых иногда дело доходит до потери ощущения реальности в первичном мире. Но я не об этом.
Фильм «Хоббит» может стать шагом в начале длинного пути, Великого Приключения, как сказал бы Бильбо. Я хотел бы, чтобы каждый зритель, посмотревший кинотрилогию, в итоге открыл Книгу и был захвачен не столько сказочными приключениями, сколько необыкновенным, истинным Светом, исходящим от повествования. Светом Вторичного Мира, который мы, люди, можем творить по милости Божьей. Я хочу, чтобы вы, открыв «Хоббит» а затем и «Властелин Колец», тоже потеряли свое сердце в этом мире и обрели новый, истинный мир, где свет вечен и никогда не угасает. Зачем? На этот вопрос уже давно ответила Галадриэль: Namarie. Nai hiruvalye Valimar. Nai elye hiruva. Namarie. А зачем еще жить?