У верующей аудитории фильм «Исход: Боги и короли» вызывал настороженность и опасения из-за недавних кулуарных споров, связанных с реакцией на неоднозначную картину Даррена Аронофски «Ной», в которой канонический библейский сюжет был нещадно приправлен львиной долей фантазийного вымысла с варварами Тувалкаина и защищавшими от их нашествия Ноев ковчег големами-трансформерами. Но создатель «Гладиатора» Ридли Скотт оказался более последовательным и честным со зрителем и зрительскими ожиданиями.
«Исход: Боги и короли» — новый пеплум Ридли Скотта, который он посвятил своему трагически ушедшему из жизни брату – режиссеру Тони Скотту. Этот фильм был не менее ожидаемой картиной нынешней зимы, чем заключительная часть саги о приключения хоббита Бильбо Бэггинса и его друзей гномов «Хоббит: Битва пяти воинств».
Перед нами масштабная экранизация, основанная на ветхозаветной книге «Исход», рассказывающей историю пророка Моисея, а также исходе из Египта евреев, возводивших чудеса древнеегипетской архитектуры, удовлетворяя прихоти беспощадных к еврейскому народу фараонов. Согласно библейскому сюжету, Моисей, услышав обращение Бога, последовав Его велениям, выводит свой народ из Египта через Красное Море, в котором тонет войско фараона, желающее настичь и отомстить евреям за все наказания, которые сыпались на Египет.
В этом смысле Ридли Скотт не отошел от Писания практически ни на йоту, за исключением нескольких авторских новшеств, как, например, то, что Бог Авраама, Исаака и Иакова говорил с Моисеем через телесное воплощение в ребенка. Во всем остальном картина более-менее соответствует букве Писания.
Большую часть экранного времени занимают персонажи Кристиана Бейла и Джоэла Эдгертона – Моисей и Рамсес II Великий, соответственно. Гениальный актер-хамелеон Кристиан Бэйл создал образ бравого и абсолютно обаятельного Моисея, которого обычно показывают седовласым стариком а ля Гэндальф . Совсем неожиданный образ Рамзеса получился у Эдгертона, больше напоминающий не великого египетского фараона, а, скорее, главаря мафии типа Тони Сопрано. Особенно явно это видно во фрагменте, когда Рамзес пытается выяснить у своего приемного брата Моисея – еврей ли тот. Но немного непривычные образы, созданные актерами, идут фильму только на пользу. От фанерных и пафосных характеров зритель уже устал. Хочется видеть образы живыми, выразительными, каким их и сделал актерский дуэт Бейл/ Эдгертон. Говорить о том, как справились со своими ролями завсегда гениальные Бен Кингсли (Нун) и Джон Туртурро (Фараон Сети I – отец Рамзеcа II) я считаю лишним, но и экранного времени им отведено весьма мало. Весь фильм построен на противостоянии Моисея и Рамзеса, с великолепными спецэффектами и размахом в духе «Гладиатора». На это Ридли Скотт никогда не скупился.
Думаю, самым ярким моментом фильма является переход евреев через Красное море. Тут авторам визуальных эффектов впору давать «Оскар» даже без номинаций. Просто нет слов.
Минус картины в том, что она кажется немного затянутой, но связанно это исключительно с отведенным временем на визуальное воплощение десяти казней египетских. Для тех читателей, которые не так хорошо как создатели фильма знакомы с Библией, кратко напомним их:
1. Превращение всей воды в кровь
2. Нашествие лягушек
3. Нашествие кровососущих насекомых
4. Пёсьи мухи
5. Мор скота
6. Язвы и нарывы на телах египтян
7. Гром, молнии и град
8. Нашествие саранчи
9. Тьма египетская
10. Смерть первенцев (включая сына Рамзеса II)
Во всем остальном без претензий. «Исход: Боги и короли» вряд ли превзойдет по популярности главный пеплум Ридли Скотта «Гладиатор», но он на порядок выше других его исторических картин — «Царство небесное» и «Робин Гуд». Смотреть обязательно! Едва ли в скором времени мы увидим что-нибудь подобное.