Жанр «социальная драма» в России сегодня моден. Во-первых, времена такие, а во-вторых, именно в социальных драмах российские актеры показывают себя во всей своей актерской красе. В таких фильмах, обычно, не умеющим играть и передавать характеры героев не место.
«С ними бороться можно только «постом и молитвой» — говорит герой Владимира Вдовиченкова – адвокат Дмитрий Селезнёв, приехавший из Москвы поддержать своего друга Николая (Алексей Серебряков), у которого мэр (Роман Мадянов) всеми доступными методами пытается отобрать землю.
Согласно Дмитрию «Гоблину» Пучкову, этот фильм об извечных проблемах России полностью содран с истории, произошедшей с землевладельцем в США, только переписано все на наш лад. Но ведь и у нас такой «левиафан» случается. Левиафан — это библейский образ (морское чудовище), метафора, предложенная английским философом-материалистом Томасом Гоббсом, сравнивавшим государство с Левиафаном, уничтожающим человеческую природу и свободу. Звягинцев в картине прошелся рубанком по всем, даже по православной церкви. В застольном диалоге с мэром «владыка» говорит: «всякая власть от Бога» с намеком, мол, делай что хочешь и не переживай, и стопку наливай.
«Левиафан» — это невыносимая тяжесть бытия, когда ты буквально один против всех, и все против тебя. При этом эти все, в отличие от тебя, власть имущие и все им дозволено.
Перед вами ни много ни мало — лучший российский фильм 2014-го года! Выдержано в тон режиссером в фильме все, даже чтение заключения районного судьи. Звягинцев – уникальный художник. Обратите внимание на операторскую работу в его фильмах. А ведь он, по сути, актер-неудачник. За свою карьеру снялся в паре картин (если не в одной) и долгие годы, так сказать, «застойничал». И вот вам результат. Для российского кинематографа он сегодня фигура более значимая, чем Никита Сергеевич Михалков. Возможно, человеку иногда стоит переосмыслить своё призвание и заняться чем-то иным. Не став гениальным актером (вообще никаким актером не став, по правде говоря), Звягинцев состоялся в качестве абсолютно гениального режиссера. Нет ему равных среди современников. Проигрывают ему и Слава Росс, и Юрий Быков, и Кирилл Серебренников.
Фильм «Левиафан» уже удостоился «приза за лучший сценарий» на 67-м Каннском кинофестивале, а также получил «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке». К сожалению, иностранные критики в большинстве своем сконцентрировали внимание на «водке». Особенно британцы, которые литрами пьют шотландский виски и пиво, но водки боятся как огня. Но это и не важно, поскольку этот фильм больше будет понятен нам, жителям постсоветского пространства. Уж мы точно не только на обилие водки обратим внимание, которой, к слову, здесь не так уж и много, просто иностранцы очень редко наши фильмы смотрят и все от вековых стереотипов избавиться не могут.
Уже в этом феврале картина официально выйдет на экраны отечественных кинотеатров и представит Россию на премии «Оскар», где поборется за статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В чем я искренне желаю удачи Звягинцеву. Он действительно этого достоин.