28 января 2015 года в Кафедральном соборе св. Петра и Павла выступит выдающийся голландский органист Берт ден Хертог. Вниманию московской публики музыкант предложит необычную программу, в которой прозвучат сочинения Шарля Мари Видора, Хенка Вермёлена, П. И. Чайковского, Луи Вьерна и Яна Ниланда — композиторов, в разное время черпавших вдохновение в великих музыкальных традициях Франции.
Берт ден Хертог (р. 1978) — концертный органист и художественный руководитель церкви Эландстрааткерк в Гааге и органист Старой церкви в Схевенингене. Сейчас он преподаёт орган и фортепиано в музыкальной школе города Лайдердорп, а также проводит Юношеский органный фестиваль в Схевенингене. Он закончил Консерваторию Роттердама (класс Бена ван Оостена), затем продолжил обучение как солист-органист под руководством Бернарда Винсемиуса (барочная музыка), Бена ван Оостена (музыка эпохи романтизма) и Вильяма Танке (современная музыка), причем во время обучения выиграл четыре международных конкурса. К слову, Бена ван Оостена считают одним их самых авторитетных интерпретаторов французской музыки позапрошлого столетия, так что французскую традицию ден Хертог воспринял практически «из первых рук».
Берт ден Хертог записал семь дисков, на которых представлены произведения мастера немецкого барокко Дитриха Букстехуде и нашего современника, выдающегося французского органиста и композитора Жана Гийю, а также органные транскрипции, среди которых, кстати, есть «Картинки с выставки» Мусоргского. В сфере внимания органиста всегда были как транскрипции фортепианных и оркестровых произведений, так и современные композиции.
В концерте 28 января принимает участие органистка Анна ден Хертог-Карпенко, в обширном репертуаре которой присутствуют сочинения разных эпох, от Ренессанса до XX века. Анна с отличием окончила Московскую консерваторию по классу органа (у профессора Алексея Паршина) и клавесина (у Ольги Мартыновой). В 2002–2011 она была солисткой ансамбля «Эрмитаж» под управлением Алексея Уткина, в 2004–2013 сотрудничала с оркестром «Pratum Integrum» — первым в России полносоставным оркестром, играющим на исторических инструментах.
В 2009 году Анна ден Хертог-Карпенко основала органный класс в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных. Среди её учеников — лауреаты многих конкурсов. В настоящее время она является органисткой двух церквей Роттердама и изучает под руководством всё того же Бена ван Оостена музыку французских композиторов XIX–XX веков.
Откроет концерт 28 января Четвертая симфония Шарля-Мари Видора (1844-1937), «отца» органной симфонии. Эта симфония по сути является сюитой. Первая ее часть, Toccata, — дань уважения северонемецкой токкате с элементами stylus fantasticus и террасной динамикой. Fugue — классическая, легкая и плавная, напоминающая о стиле Феликса Мендельсона. Andante Cantabile — переработка пьесы, написанной композитором в юности, мелодия которой является одной из самых известных в творчестве Видора. Виртуозное Scherzo — танец флейт — это испытание на прочность и для инструмента, и для органиста. В средней части появляется гобой, играющий с флейтами в каноне. Затем идёт медитативное Adagio, а за ним — маршеобразный финал, который демонстрирует очень мощные темы, с задействованием всех регистров инструмента.
Далее Берт ден Хертог исполнит Псалом № 80 — посвящение Лангле нидерландского композитора Хенка Вермёлена (2013), который был вдохновлен сочинениями французов Алена, Лангле и Мессиана. В основе его произведения лежит мелодия Псалма № 80 из Женевской псалтири. В каждой из частей пьесы звучит одна из его строк. Медитативное звучание в начале, позднее сменяется токкатой, и после диссонантных аккордов музыка будто распадается на короткие фрагменты. Окончание Псалма, близкое творчеству Мессиана, наполнено ощущением бесконечности.
Финал Второй симфонии Луи Вьерна (1870–1937) прозвучит в исполнении Анны ден Хертог-Карпенко. Жизнь этого знаменитого французского органиста и композитора, ученика Сезара Франка, титулярного органиста Собора Парижской Богоматери, рыцаря Ордена Почетного легиона, была исполнена несчастий. Однако это не помешало ему писать прекрасную музыку. Вьерн был блестящим виртуозом и славился своими органными импровизациями, а его симфонии до сих пор с удовольствием исполняются в концертных залах.
В середине концерта слушателя ждет особое наслаждение — оба органиста дуэтом исполнят фрагменты из сюиты «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Танец Феи Драже — Andante с прозрачным, «тающим» звучанием челесты— одна из самых удивительных находок в музыке Чайковского. В нём как будто слышится «падение капель воды в фонтанах» (по выражению либреттиста балета М. Петипа). «Арабский танец» — мир знойной, завораживающей лирики, где нежная мелодия скрипок вырисовывается на монотонном фоне звучания виолончелей и альтов. «Танец флейт» или «Танец пастушков», как его часто называют, по замыслу либреттиста, должен был выражать то, как игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из камыша». Пасторальная мелодия трёх флейт — главная находка композитора в этой пьесе. Завершит выступление дуэта органистов знаменитейший «Вальс цветов», одна из вершин всего творчества Чайковского. Тут развивается множество прекрасных мелодических тем, подключаются многие органные звучности, призванные отобразить и таинственность валторн, и нежность флейт и гобоев, и насыщенную линию виолончелей.
Завершит концерт «Токката» Яна Ниланда (1903–1963) в исполнении Берта ден Хертога. Этот голландский композитор писал музыку частично в классическом, частично в романтическом стиле. «Токката» была написана под влияние французской романтической музыки и представляет собой эффектную динамичную пьесу.