Фильм Яна Деманжа рассказывает о самом начале конфликта в Белфасте (Северная Ирландия), который затем нарастал как снежный ком и привел к серьезным столкновениям 30 января 1972 года, получившим название «Кровавое Воскресение».
Молодой британский солдат Гэри Хук (Джек О'Коннелл «Несломленный», «300 спартанцев: Расцвет империи») отправляется на улицы Белфаста, чтобы помочь урегулировать конфликт, но ни он, ни его сослуживцы не готовы к тому, что их ожидает на, казалось бы, тихих улицах города.
Лента повествует о гражданском конфликте в Белфасте, произошедшем в 1971 году, после которого запрещённая протестантская военизированная группировка Северной Ирландии, получившая название Ассоциация обороны Ольстера, регулярно схлестывалась с ирландской национально-освободительная организацией ИРА (Ирландская республиканская армия). Границей между католическим и протестантским миром в буквальном смысле была узкая улица.
Эти события, вопрос по которым не разрешен по сей день, хотя с 1998-го года пошли явные улучшения по взаимоотношениям, стали для Великобритании самым темным пятном в современной истории. В виду последних событий на Украине, недавних событий в Грузии, мы видим, как одна страна, гораздо большая по сравнению с другой, пытается насаждать ей свое влияние. Как и в случае с некоторыми последними событиями, события в Белфасте были во многом спровоцированы силовиками и представителями органов правопорядка, чьи жесткие действия вызвали массовые протесты и вылились в кровавый конфликт, который привел к большим жертвам с двух сторон. Тысячи человек погибли во время необъявленной гражданской войны, названной этнополитическим конфликтом. И определение это весьма уместно, поскольку ни о каком религиозном конфликте в прямом смысле речи не шло. Противостояние между Англией и Ирландией имеет многовековую историю и не только из-за веры.
О событиях в Северной Ирландии и их последствиях на сегодня снято порядка двадцати лент, лучшими из которых я считаю грандиозные «Во имя отца» с великолепными Дэниелом Дэй-Льюисом в главной роли и «Кровавое воскресенье» режиссера «Превосходства Борна» и «Ультиматума Борна» Пола Гринграсса. Сторону конфликта каждый из режиссеров, как и каждый из историков, освещают по-своему. Кто-то показывает, что протестующая сторона виновата в том, что в столкновениях погибло несколько тысяч жертв, другие показывают, что правда была только на стороне исключительно мирных жителей, в то время как кровожадные британские солдаты и полицейские, подобно гестаповцам, жестоко избивали мирное население. Ну а дальше вы уже знаете или слышали, что ИРА уже не только кричали лозунги аки Навальный «Хватит кормить…Лондон» и кидали камни в полицию, но постоянно устраивали теракты, включая попытку покушения на премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, обстрел Лондонского аэропорта Хитроу, а также стрельбу по зданию Секретной разведывательной службы MИ-6. Как видите, ИРА в бирюльки с Лондоном не играли.
«71» — это дебют Яна Деманжа в большом кино. До этого он снял несколько сериалов, включая отличный мини-серийник о бандах лондонского района Саммерхаус «Главарь» (Top Boy). Его дебютная полнометражка уже удостоена нескольких кинопремий, а исполнитель главной роли О'Коннелл удостоился «Бафты» в многообещающей номинации «Восходящая звезда». Снимать фильмы о трагедиях и мрачной повседневности британцы всегда умели, и работа Деманжа отличный тому пример. Следующее, что хочется сделать после фильма, это послушать песню U2 — Sunday Bloody Sunday.