«Номер 44» — остросюжетный триллер, рассказывающий историю загадочных убийств, якобы происходивших на территории СССР в послевоенные годы. Картина — чистой воды вымысел, но за антисоветскую обертку (да еще и в условиях санкций) фильм был снят с российского проката за день до премьеры.
Речь в фильме идет о серийном убийце, описанном в одноименном романе Тома Роба Смита, основанном на преступлениях «Ростовского потрошителя» А. Чикатилло. На документальность фильм изначально не претендовал, а стало быть и претензий к нему быть не должно. Но я догадываюсь, почему фильм у нас в прокате запретили. Ларчик просто открывался. Я думаю, фильм был запрещен не из-за выбранной тематики, как об этом говорили ранее, но из-за предисловия, в котором авторы обвинили Сталина в голодоморе на/в Украине. Переводчики же вежливо добавили «отсебятинки», упомянув в довесок Поволжье и Северный Кавказ, которых в оригинальном тексте не было. В нынешних условиях непопулярную тему «голодомора» поднимать совсем не выгодно, тем более демонстрировать ее в кинотеатрах по всей России. Но какой спорной б не была эта тема, люди от голода умирали, и, кстати, не только на Украине. Голод был и не только в упомянутых выше частях СССР, но так же на Южном Урале, в Западной Сибири, Казахстане и Беларуси. Или не был? Или все-таки был? Хотя приписка эта — ни к селу ни к городу, потому что сюжетные действия разворачиваются на территории России.
Я не вижу смысла не показывать и тем более запрещать этот фильм в России. Во-первых, Берлин в картине берет наша армия, о чем свидетельствуют первые минуты экранного времени (кстати, именно главный герой по сюжету водружает Красное знамя над Рейхстагом). Во-вторых, сталинские будни показаны более «яркими», чем они были на самом деле. В-третьих, почему мы не можем просто посмотреть этот фильм, не фыркая себе под нос? Да, есть ошибки, их много, и они классические: в военной форме, в званиях, в прическах, в фамилиях (фамилии киношники любят подбирать с библиотечных полок — Пушкин, Бродский, Гоголь, Ахматова — думая, видимо, что это самые распространенные фамилии в наших краях. У маньяка в фильме фамилия – Малевич). Москва похожа на Готэм-сити, а МГБэшники — на немецких офицеров. С другой стороны, откуда им – авторам — знать, как это было на самом деле? Попробуй, например, к профессорскому лицу Гари Олдмена прикрутить печать тяжелой послевоенной действительности. Как можно из голливудской (хоть и английской по сути) внешности Тома Харди сделать лицо бывалого ветерана ВОВ? А может быть актеру с характерной французской внешностью, Венсану Касселю, надо было приклеить брежневские брови? Умом Россию не понять, но и на сцене не сыграть. Фильм полон старых клише, поэтому и критикуют его заочно, как это было с «Враг у Ворот» или «К-19».
Что касается съемок. Съемки замечательные. Давайте признаем, что ни один наш режиссер не научился так снимать. Что свет, что операторская работа – все это гораздо выше всех наших нынешних «кинопроб», даже самых удачных. Что касается игры. Играют актеры хорошо, и лично мне было интересно увидеть их в таких амплуа.
Те, кто против фильм заочно, могут быть спокойны: фильм оглушительно провалился в мировом прокате и был негативно оценен большинством кинокритиков. Чего-чего, а массового зрителя картина не получила. И в первую очередь потому, что картина не прошла в прокате в РФ, где ее все равно успех обошел бы стороной. Но, я предлагаю вам самим посмотреть «Номер 44» и дать свою оценку. И решить, стоило ли так радикально реагировать на сие творение Минкульту РФ?