Ну, вот и начался новый учебный год! Все дети дружно идут в школу. Хотя, позвольте, идут-то не только дети. В западных (и не только) странах многие школьники самостоятельно в школу не ходят, их обязательно возят или сопровождают родители.
С течением лет расстояние, на которое детей отпускают одних гулять, стремительно сокращается. На данной карте показана картина уменьшения свободы передвижения для четырех поколений: прадедушка в возрасте восьми лет мог уходить более чем на 10 километров от дома на рыбалку, дедушка в возрасте семи лет мог уходить только на один километр в лес, мама – только до плавательного бассейна, который был в 800 метрах от дома, а сын – всего на 300 метров до конца улицы.
«Боязнь незнакомцев» или страх, что ребенка похитят, – вот причина, по которой многие родители предпочитают держать детей при себе. Однако статистика показывает, что шанс похищения вашего ребенка незнакомцем весьма мал: риск того, что у вашего ребенка случится сердечный приступ, гораздо выше.
Боязнь дорожного движения – еще одно распространенное объяснение. «Ощущение, что на улице слишком много машин, чтобы позволять ребенку самому доходить или доезжать на велосипеде до школы, только усугубляет проблему и приводит родителей к решению отвозить своих чад или сопровождать их на всем пути до школы и обратно», – пишут Крис и Мелисса Брантлетт (Chris and Melissa Bruntlett), родители двух детей девяти и шести лет и основатели организации Modacity – группы, которая помогает родителям в вопросах городской мобильности детей.
Детей не только лишают возможности во многих случаях самостоятельно исследовать соседние районы, но вдобавок к этому ведется пристальное наблюдение за их игрой и им не позволяется предпринимать какие-либо оправданные риски.
Однако, согласно недавнему исследованию Университета Британской Колумбии, уличные игры с элементами риска положительно влияют на здоровье детей.
«Мы обнаружили, что игровое окружение, где дети могут рисковать, позволяет увеличивать время игры, социальные взаимодействия, креативность и жизнестойкость», – заявляет Мариана Бруссони (Mariana Brussoni), ведущий автор исследования и помощник профессора факультета Населения и общественного здравоохранения и отделения педиатрии в университете Британской Колумбии. Мариана Бруссони утверждает, что естественное игровое окружение «дает детям возможность научиться рискам и обрести понимание своих собственных ограничений». Страх, что их дети могут пораниться, является одной из причин, почему большинство родителей не позволяют своим отпрыскам подобных игр.
Получается, что мы понимаем пользу для детей в определенной доле свободы и в возможности брать на себя риски, однако как общество мы не даем им этой возможности. Как это изменить? Мы можем начать с собственного дома, обучая детей безопасности и правилам поведения в экстремальных ситуациях. Будет еще лучше, если эти уроки будут закрепляться занятиями в школе. Несколько поколений назад на старших детей ложилась ответственность присматривать за младшими, и дети, гуляющие на улице, обеспечивали друг другу определенную долю безопасности. Нам нужно начать позволять своим детям самостоятельно ходить туда, куда они хотят, и поощрять других родителей поступать так же. Если достаточное количество семей будут так поступать, то общество в целом заметит это и научится предоставлять детям больше возможностей.
Изменение инфраструктуры также поможет детям и их родителям почувствовать себя более защищенными. Многие наши улицы построены для машин: с узкими тротуарами и не очень четко обозначенными велосипедными дорожками, которые были добавлены уже потом. Брантлетты рекомендуют «произвести некоторые изменения, например, приподнять пешеходные переходы, защитить велосипедные дорожки, сделать более заметной границу тротуаров и ввести скоростные ограничения». Все это поможет защитить детей и позволит им более свободно передвигаться по городу. Пришло время сформировать новую тенденцию и прекратить помещать своих детей в «безопасные пузыри». Оправданные риски полезны для их здоровья и развития, к тому же детство становится намного более увлекательным, когда вы можете что-то делать самостоятельно.
Источник: Mercatornet