В последнее время многие задают себе этот вопрос.
Является ли Папа Римский католиком? Некоторые друзья и поклонники Папы Римского не могут дать однозначный утвердительный ответ на этот вопрос. После решения Верховного суда по делу Обергефелла против Ходжеса (Obergefell v Hodges), и после того, как журналисты под прикрытием разоблачили беспорядок в Организации по планированию семьи, тема однополых «браков» и абортов попала на первые полосы всех газет США.
И хотя позиция Папы была предельно ясна, во время своего недавнего тура он все равно не произнес анафему на аборционистов и борцов за «равные браки». Вместо этого в своей речи, обращенной к совместному заседанию палат конгресса, он сосредоточился на вопросах смертной казни, мировой бедности, международной торговли оружием и ответственности за экологию.
Колумнист газеты New York Times Росс Дудат (Ross Douthat), часто высказывающийся в защиту «консервативных» католиков, почувствовал себя преданным. Он написал, что Папа Франциск «является подарком для христиан-либералов, для верующих, придерживающихся левого крыла в политике». Остается посмотреть, заключает он, «охватит ли францисканский католицизм такая же зима, которая заморозила либеральный протестантизм после 1960-х годов».
Его выпад заслуживает высшего балла по шкале недовольства, однако же практически является абсолютно незаслуженным. Позвольте объяснить.
Не только американцы делят мир на добро и зло, на либералов и консерваторов, на друзей Америки и ее врагов. Четкое определение того, кто тебе враг, помогает лучше понимать мир и справляться проблемами.
Следствием этого является убеждение в виновности. Основной аргумент становится нокаутом, который отправляет вашего врага поверженным на пол: друзья аплодируют даже в том случае, когда ваших врагов он не убедил.
Однако Папа Римский использует другой тип убеждения. Можно точно утверждать, что он пытается завоевать души, а не победить в споре.
Как заметил Дудат, «Эффект Франциска» спадет через пару недель. Какое изменение произведут громы и молнии со стороны Епископа Римского в американской политике? Никакого.
У Франциска абсолютно другая стратегия изменения культуры. Вместо аргументов он хочет, чтобы католики предлагали свидетельство постоянной христианской жизни. Вместо обвинений он хочет, чтобы те начинали личный диалог с оппонентами. Как заявил понтифик конгрессу под бурю аплодисментов, «есть еще одно искушение, которого нам стоит опасаться: упрощенческое преуменьшение, которое видит мир только добрым или злым, или, если хотите, праведным и неправедным».
Если вы хотите понять стратегию культурного изменения Папы Римского, для этого лучше подойдет не его речь в конгрессе, к которой было привлечено основное внимание прессы, а его обращение к католическим епископам. Он понимает, что епископы стоят на передовой культурной войны, однако предупреждает их, что политика — это не самый подходящий способ для передачи христианского послания:
«Я знаю, что вы сталкиваетесь со многими сложностями, что поле, в котором вы сеете, неподдатливое, и что всегда есть искушение сдаться в страхе, убежать зализывать раны, мечтая о былых временах и придумывая резкие ответы на свирепую оппозицию».
Он мягко осудил убеждение путем конфронтации. «Резкий и категоричный язык не приличествует пастору, такому не место в его сердце, — сказал он. — Хотя он кажется выигрышным, только постоянная праведность и любовь являются поистине привлекательными и убедительными».
В его понимании, христиане должны завоевывать души, а не выигрывать споры:
«Мы является сторонниками культуры встречи… Нашим методом борьбы является диалог, притом не в виде хитрой стратегии, а в виде верности Тому, Кто никогда не уставал приходить к людям, на центральную площадь, даже поздно вечером, чтобы предложить свою любовь… Я никогда не устану воодушевлять вас бесстрашно вступать в диалог… В противном случае, мы не сможем понять мышление других людей или по-настоящему осознать, что брат или сестра, которых мы желаем достигнуть и спасти силой и близостью любви, стоят больше, чем их позиция, какой бы она отдаленной не была от того, что мы считаем истиным и верным».
Этот подход, ставящий благодать превыше убеждения, диалог превыше борьбы и личную дружбу выше дуэлей в сми, сложнее, чем ярая лекция с кафедры. Однако это то, как христианство победило римских богов. Почему этот способ не должен сработать во второй раз?
Росс Дудат может расслабиться. Папа Римский является католиком. Но он хочет, чтобы его паства евангелизировала с помощью рукопожатий, а не нокаутов.
Источник: MercatorNet