Решение судьи Верховного суда Северной Ирландии исключить часть из сурового закона об абортах — запрет, который касается случаев изнасилования и инцеста, а также наличия смертельных аномалий у нерожденного ребенка — «откроет ворота» для абортов по требованию, утверждают представители групп по защите семьи. Генеральный прокурор страны рассматривает возможность подачи апелляции.
Организация, стоящая за решением суда и финансируемая за счет налогоплательщиков, — Комиссия по правам человека в Северной Ирландии (NIHRC) — заявляет, что закон будет применяться только в ограниченном количестве случаев.
Однако, несмотря на предположительно ограниченное применение, Лес Алламби (Les Allamby), глава NIHRC, назвал постановление «историческим», добавив: «Мы довольны, что сегодня Верховный суд решил, что имеющийся закон несовместим с правами человека и вынес решение в пользу предложения комиссии».
Группы, выступающие за аборт, например Международная Амнистия, также приветствовали это постановление. Бывший защитник прав человека, ставший адвокатом сторонников абортов, заявил, что было стыдно сохранять без изменения закон, который «датируется еще XIX веком и предполагает самые суровые уголовные наказания в Европе».
Грейнн Теггарт (Grainne Teggart), участник кампании «Мое тело, мои права», проводимой Международной Амнистией, осудил правительство, которое еще несколько лет назад имело право отменить закон 1861 года, однако отказывалось это делать. «Сегодняшнее решение суда, — сказал Теггарт, — это судебный приговор исполнительной власти Северной Ирландии, которая не способна поставить в приоритет здоровье женщин. Стыдно, что из-за того, что политики неоднократно подводили женщин Северной Ирландии, пришлось вмешаться судам».
Однако правительство своего мнения не меняет. Генеральный прокурор Джон Ларкин (John Larkin) в ответ на постановление заявил, что он «основательно разочарован этим решением и рассматривает основания для апелляции».
В Северной Ирландии все еще господствует Британское законодательство 1861 года, тогда как в остальной части Соединенного Королевства действует Акт об абортах 1967 года. Согласно старому закону, аборт — это убийство, за которое пожизненный срок может получить не только мать, но и соучастники действа, за исключением случаев, когда беременность создает угрозу здоровью матери в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Это означало, что в 2013 году, последнем, когда государство опубликовало официальную статистику, в Северной Ирландии было совершено всего лишь 24 аборта. В этом же году около 1000 женщин совершили поездку в абортирующие клиники в Англии или Европе (что ниже, чем показатель 2001 года — 1577 женщин,).
Это послужило поводом для Амелии Джентльмен (Amelia Gentleman), журналистки и сторонницы абортов, пожаловаться, что «постановление суда обращает внимание только на женщин, желающих сделать аборт в случаях изнасилования, инцеста и болезни плода. Оно не касается гораздо большего количество женщин, которые желают сделать аборт просто потому, что не хотят этой беременности по множеству других причин».
Судья верховного суда Марк Хорнер (Mark Horner) посчитал существовавший закон нарушением Европейской конвенции по правам человека в случае «женщин Северной Ирландии, находящихся в состоянии беременности с нездоровым плодом или забеременевших в результате сексуального преступления». В частности, сказал он, «оспаривалась» восьмая статья конвенции, касающаяся права на личную жизнь.
Однако Лиам Гибсон (Liam Gibson), глава Общества защиты нерожденных детей в Северной Ирландии, заявил, что в постановлении использовалась «неправильная аргументация», поскольку нерожденные младенцы, которые, согласно закону 1861 года, считались полноправными личностями, теперь, согласно постановлению Хорнера, рассматриваются как «неживые», если могут умереть в результате дефекта или рождение ребенка может доставить матери значительное беспокойство.
«Это в большей степени эмоциональное решение, основанное на эмоциональных аргументах, — заявил Гибсон. — Справедливо будет заявить, что Хорнер изначально знал, какое решение примет, и просто искал подходящие для этого основания». Гибсон сообщил, что, по мнению судьи, полиция может спокойно определить, действительно ли девушка подвергалась изнасилованию, и затем выдать ей «сертификат» об этом, что позволит медицинскому персоналу разрешить аборт. Это «неработающая» схема, которая положит начало формальному подходу и увеличению количества ложных жалоб, сказал Гибсон.
Он также утверждал, что судья Хорнер не смог найти упоминание права на аборт в Европейской конвенции по правам человека. «Ни один универсальный договор о правах человека не признает права на аборт. Однако право на жизнь разделяют все члены человеческой семьи. Декларация (ООН) о правах ребенка признает, что » ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Решение может быть оспорено в двух судах высшей юрисдикции Северной Ирландии.
Источник: LifeSiteNews