В своей книге «Интеллектуальный характер: что это, почему это имеет значение, как это получить» сотрудник Гарварда Рон Ричхарт (Ron Ritchhart) задается вопросом: «Делает ли школа детей умнее?»
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать определение слову «умный».
Почти все педагоги согласны, что понятие «умный» включает способность задавать хорошие вопросы. Учит ли этому школа? Сколько примеров вы можете вспомнить из своей школьной жизни, когда вас учили задавать хорошие вопросы?
Личная история: когда наш старший сын Марк был в 5-м классе, он однажды пришел домой из школы и сказал: «Нам сегодня рассказали, что Америку открыли китайцы».
«Без шуток? — спросил я с искренним интересом. — Когда я был в твоем возрасте, нам сказали, что Колумб открыл Америку. Позднее в школах учили, что Америку открыл Лейф Эриксон и Викинги. С чего вдруг они решили, что ее открыли китайцы?»
«Потому что так написано в учебнике», — ответил Марк.
«Хорошо. Но как авторы учебника узнали, что Америку открыли китайцы?»
«Ученые обнаружили китайские артефакты в Джорджии», — сказал Марк.
«Хммм…откуда они узнали, что это китайские артефакты? — спросил снова я, — и как они выяснили, сколько им лет?»
«Ну, пап, — сказал Марк с видимым раздражением, — я не могу ответить на все эти вопросы!»
«Я просто пытаюсь заставить тебя думать, — сказал я. — Разве ты никогда не задаешь учителям такие вопросы?»
Марк ответил: «Если я буду задавать учителям подобные вопросы, я их сведу с ума! Они просто хотят, чтобы ты запоминал факты — они не хотят, чтобы ты развивал свой мозг!»
Очевидно, ни один учитель не хочет, чтобы его ученики думали, будто бы «они не хотят, чтобы ты развивал свой мозг». Учителя Марка несомненно были бы в шоке, если бы узнали, что он пришел к такому выводу. Практически все учителя скажут, что они хотят, чтобы ученики учились думать — и думать критически.
Что делает один учитель
Теперь наши два сына уже сами отцы, у одного восемь детей, у другого — шесть. Недавно я забирал своего старшего внука Фина из школы, где он учится в старших классах. Его последним уроком был урок по истории Американского правительства, который, по его словам, является его любимым. Я спросил его почему.
«Учитель очень умный, и у него есть чувство юмора», — ответил он. Я спросил: «Как он приближает тему предмета к реальной жизни?» Фин сказал: «Ну, в начале курса он сказал, что его цель — научить нас думать. Он сказал, что хочет, чтобы мы знали его предрассудки: он — либертанец, и это может быть видно на разных примерах. Он позволяет нам свободно выражать свое мнение. Больше всего мне нравится та часть урока, когда он учит нас логическим ошибкам — тому, как замечать их в аргументах».
Итак, вот образ учителя, который тремя приемами намеренно развивает в детях критическое мышление:
■ Он говорит ученикам, что его цель — научить их думать.
■ Затем он предупреждает их о своих предрассудках и создает атмосферу интеллектуальной свободы.
■ Он учит их навыку логического мышления — тому, как определять неправильные логические выводы.
Источник: MercatorNet