Как протестантский рационализм «освятил» науку как институт? Откуда заимствована такая идея научного собрания, как конференция? Как изучали реформаторы человеческую душу, и что из этого перешло в массовую культуру?
Рациональная отстраненность при изучении чего угодно, от бактерий до самого себя, в реальности редко бывает, но по-прежнему в чести и считается неотъемлемой частью научного мировоззрения. Но наука oстается уделом немногих, а вот самоанализ, при котором люди рассматривают себя под микроскопом, давно уже вошел в массовую культуру. Не каждый ходит к психологу, но кому не интересно пройти очередной психологический тест? Откуда корни этих явлений?
Одна из осовных причин – революция в сознании, которую произвела протестантская Реформация. Мир перестал быть иерархичным и священным, а стал, задолго до Базарова, просто мастерской, в которой человек – рабoтник, но не сам для себя, а для Творца. Человек – управляющий Бога и обязан с толком управлять природой и обществом, а для этого он должен иметь о них объективное знание. Достигается эта объективность тогда, когда исследователь беспристрастно изучает свой объект, все испытывая и ничему не доверяя на слово. Такой же объект – и собственная душа, которую нужно представить Богу в надлежащем виде.
О влиянии, которое оказал протестанстский тип рационализма на современную науку и массовую культуру, можно узнать на лекции Оксаны Куропаткиной, кандидата культурологии и старшего научного сотрудника Центра изучения и развития межкультурных отношений.