Понедельник, 19.05.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Сергей Егоров: «Хорошее исследование начинается с хорошего вопроса»

от Редактор
02.03.2016
в Наука, Новости
1 мин чтения
Сергей Егоров: «Хорошее исследование начинается с хорошего вопроса»

Интервью с руководителем Центра исследования истории и культуры Христианства Евроазиатской богословской семинарии

— Когда в книжном магазине на полке стоит книга, посвященная каким-то историческим событиям, читатели разглядывают обложку, смотрят оглавление, читают страницы, пытаются найти интересные фрагменты. Сюжеты, идеи, оформление – читателей может заинтересовать многое. Но мало кто задумывается над тем, откуда эта книга появилась на полке, кто ее написал и, главное, как. Так как же появляются книги по истории?

— Как и другие книги, исторические работы готовят профессиональные авторы. К сожалению, это далеко не всегда так, но давайте на время забудем о любительских изданиях. Серьезное историческое издание готовит историк с соответствующей публикацией, чаще – коллектив историков-профессионалов. Большинство публикаций выходит под именем одного-двух авторов, но стоит помнить что серьезная книга может быть написана только после проведения качественного масштабного исследования. А ни одно большое исследование не проводится в одиночку!

Вообще, подготовка и написание книги по истории – это весьма длительный и сложный процесс, который начинается задолго до того, как в файле с рукописью появятся первые строчки. Как я уже сказал, книгу предваряет историческое исследование, а потому в первую очередь следует уделить внимание тому, как появляются, развиваются и завершаются исследовательские проекты. Это огромное пространство научного творчества, о котором, к сожалению, не так уж и много известно, причем не только рядовым читателям, но часто и людям с историческим образованием.

— Неужели кто-то из историков может не знать то, как исследовать историю?

— Знать-то знают, но вот опыт есть далеко не у всех. Понимаете, написание нескольких рефератов, курсовых работ, эссе и дипломной работы – занятие полезное, но оно вовсе не гарантирует появления у студента или выпускника исторического факультета достаточного опыта исследовательской работы. А если нет опыта, то и представления о данном виде деятельности будут весьма и весьма отвлеченными. К сожалению, весьма часто студенты пишут свои собственные работы почти полностью игнорируя работу с первоисточниками, а лишь ограничивают свои изыскания анализом публикаций других авторов. При грамотном подходе это, конечно, важно и нужно, однако труд историка не ограничивается ознакомлением с наработками коллег – никто не отменял важность работы с первичными источниками, с теми текстами, которые опубликовали очевидцы и современники событий. Историку важно не только знать ответы, но и уметь правильно ставить вопросы.

Мне довелось несколько раз преподавать введение в историю для школьников. Классический вопрос в этом курсе звучит примерно так: «Откуда мы узнаем об истории?». Его задают в разных формулировках, но смысл всегда примерно такой же. На этот вопрос есть не менее классический ответ: «Из учебников по истории». Если попросить озвучить еще несколько вариантов, можно услышать о том, что историю мы узнаем из уст учителя истории или, в лучшем случае, из публикаций ученых-историков. При этом часто сами учителя истории, которые, кстати, тоже имеют историческое образование, мыслят примерно в том же направлении. Они, правда, знают что ученые-историки анализируют источники, а вот как они это делают – ответ на этот вопрос чаще всего остается в глубинах воспоминаний об их давних студенческих буднях.

— Получается что существует две группы историков: те, кто исследуют прошлое, и те, кто об этом рассказывают?

— Да, оптимистичный вариант звучит примерно так. Есть профессионалы-исследователи, которые проводят свое рабочее время в «полях», т.е. в реальных исследовательских проектах. Ну а есть те, кто читают про эти самые проекты и в более-менее доступной форме рассказывают широкой аудитории о прочитанном. Тут, кстати, стоит упомянуть журналистов, которые занимаются популяризацией исторических знаний. Их труд не менее важен чем труд учителей истории, хоть в отличие от последних они и не ставят оценки за то, как их слушают. Про то, как работают учителя и журналисты, знают многие, а вот про то, как устроена работа исследователей – про это, как я уже говорил, знают немногие.

— Так как же устроен их труд? Чем занимаются историки-исследователи? Какие проекты они реализуют?

— Работа историка, как и любого другого исследователя, начинается с подготовки исследовательского проекта. В этом деле существует как минимум две стороны – административная и академическая. При этом обе они должны помочь найти ответ на основной вопрос, который и стал причиной появление проекта. Это, конечно, не основной вопрос жизни, вселенной и всего такого, но все же весьма важный вопрос. Задать его может заказчик исследования или сам историк. Этот вопрос может быть связан с чем-то неизвестным, о чем нужно узнать, либо же с непониманием того, что делать с тем что уже известно. Звучит несколько отвлеченно, поэтому, наверное, стоит привести пару примеров.

Вот, например, вы приезжаете в какой-то регион и обнаруживаете там множество протестантов. Вас может удивить их количество и активность и из-за этого вам захочется понять откуда они там появились, как жили, чем занимались раньше и что делают сейчас. Можно, конечно, притвориться что вы их заметили недавно, а потому они – тоже появились недавно. Но, как рядовой наблюдатель, вы явно все же менее проницательны чем Луи Пастер, следовательно, абстрактно рассуждать о том, где были протестанты до вашего «открытия» – как минимум некорректно. Правильное решение в данной ситуации – сформулировать хороший исследовательский вопрос и провести адекватное историческое исследование. Безусловно, серьезное исследование могут провести только профессионалы!

— Это пример про неизвестное. А про известное, но непонятное?

— Предположим, вы узнали когда и откуда протестанты появились в каком-то регионе. С тех пор они стали для вас более-менее известными. Раньше вы про них ничего не знали, а теперь уже имеете некоторые представления. Например, вы знаете что они любят петь христианские гимны. А почему именно эти? А зачем они нужны? А как они влияют на их повседневную жизнь и служение? Как написать новый гимн, но такой же по звучанию и значению? Вопросов может быть очень много. В их многообразии исследователю нужно выбрать основной, который и задаст оптику его исследовательского проекта. Ну а что происходит в проекте дальше – это большая увлекательная история!

Беседовала Елена Кондрашина

Предыдущий Пост

Британские генетики получили разрешение на модификацию человеческих эмбрионов

Следующий Пост

Женщины, ставшие символом легализации абортов в США, требуют ее отменить

Связанные Посты

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025

«Мы сами — часть тайны, которую пытаемся разгадать». Макс Планк. Эпистемологический инстинкт в нашей основе. Мы стремимся проникнуть в глубочайшие...

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025

Две российские компании  - АО «Оператор ТМиК» и INVENTORUS объявляют о подписании соглашения о сотрудничестве, направленного на развитие научно-исследовательского и инновационного потенциала...

Росатом создает энергетику будущего

Росатом создает энергетику будущего

21.01.2025

Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут стать быстрые ядерные реакторы. Эти высокотехнологичные установки...

Супермощные вспышки на звездах типа нашего Солнца происходят раз в столетие — ученые

Супермощные вспышки на звездах типа нашего Солнца происходят раз в столетие — ученые

25.12.2024

Ученые выяснили, что на звездах, схожих с Солнцем,  раз в сто лет происходят «супервспышки» сопоставимые по силе с «событием Каррингтона»....

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

25.12.2024

Будущее энергетики: важность развития быстрых ядерных реакторов Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут...

Загрузить Еще
Следующий Пост
Женщины, ставшие символом легализации абортов в США, требуют ее отменить

Женщины, ставшие символом легализации абортов в США, требуют ее отменить

Молодые либералы Швеции выступили за легализацию инцеста и некрофилии

Молодые либералы Швеции выступили за легализацию инцеста и некрофилии

Top Stories

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024