Кто в доме хозяин? Вопрос очень болезненный, поднимающий целую бурю эмоций не только в Интернете. Принято считать, что религии – это оплот строго патриархального взгляда на этот вопрос.
Однако ответы их представителей могут очень удивить. Порталу http://ideal.izm.io/ru предложил, как обычно, ответы разных религиозных традиций на сложные ценностные вопросы.
В исламе глава семьи – безоговорочно мужчина: «В исламе главой семьи является мужчина, ибо Всевышний Аллах, Творец всего сущего, заложил в мужскую природу именно те важные качества, которыми должен обладать глава семьи, и мы вспоминаем высказывание Пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Поистине каждый из вас является ответственным, и он отвечает за свою паству». Итак, мужчина отвечает за свою семью как глава семьи, но, безусловно, супруга также ответственна, но она ответственна уже, как подчеркнул в хадисе пророк Мухаммед, в доме своего супруга. То есть супруга занимается вопросами обеспечения уюта в непосредственно в доме своего супруга. На мужчину с точки зрения ислама возлагается большая ответственность — в первую очередь, в обеспечении безопасности семьи, в обеспечении жильем, в обеспечении необходимыми продуктами питания, одеждой — и все, что связано с тем, чтобы семья была в полном обеспечении. Именно глава семьи занимается такими важными вопросами. Женщина же с точки зрения ислама освобождается от этих обязательств, но она занимается уютом, спокойствием непосредственно в доме своего мужа» (муфтий Рушан Аббясов).
Протестантский и в целом христианский подход сосредоточен на том, что глава семьи, конечно, муж, но это значит не привилегии, а бОльшую ответственность: «Бог сотворил мужчину и женщину равными, но разными. Изначальный замысел Бога относительно этих различий в том, чтобы муж и жена могли служить друг другу и тем самым способствовать все большему и все более полному раскрытию той славы, того потенциала, который вложен в каждого из них. Именно с этой перспективы, с перспективы взаимного служения, нужно и обсуждать вопрос главенства в семье. С библейской точки зрения, главой семьи является муж, что на практике должно означать, что именно муж принимает на себя большую ответственность в семье за обеспечение семьи, за удовлетворение тех нужд, которые в семье есть, за безопасность, комфорт, благополучие и так далее, и так далее, что именно муж берет на себя все большую ответственность. Или даже так сказать: именно муж берет на себя основную жертвенность в отношениях, беря за пример Иисуса Христа, который первым идет на жертву ради того, чтобы спасти человечество. И когда мы говорим о главенстве в семье с христианской точки зрения, о главенстве мужа в семье — это не имеет ничего общего с подавлением воли жены или насилием над детьми. Наоборот, когда мужчина встает в эту позицию ответственности, он как мужчина раскрывается более полно и способствует тому, чтобы в жене раскрывалась все больше и больше ее женственность» (пастор Михаил Дубровский).
Буддизму неважно, какого пола тот, кто принимает решения в семье – главное, чтобы он был мудрым и сочувствующим человеком: «В буддизме семья рассматривается как возможность помогать друг другу выживать, жить, развиваться и быть счастливыми. И мужские, и женские качества в буддизме считаются равными, равными по своей важности, по своей полезности для людей. Если в семье и должно быть какое-то главенство — то только главенство любви, сочувствия, мудрости и взаимной поддержки» (Елена Леонтьева, главный редактор сайта Buddhism.ru).
А вот иудаизм считает, что главный в семье Бог и… женщина: «Наша традиция содержит высказывание о том, что трое участвуют в рождении ребенка: папа, мама и Всевышний. И, конечно, можно сказать, что самым главным в семье является Всевышний, а не папа и не мама. Но, конечно, когда мы говорим о нашей традиции, то мы смотрим на древние источники и понимаем, что главным в семье когда-то раньше был отец. И это то, что является странным сейчас с точки зрения иудаизма — но в древности это было именно так: отец определял, как устроена семья, и мы видим из древних текстов, что отец определял и еврейство ребенка, то есть еврейство все передавалось по линии отца. Это не так сейчас, сейчас главным является линия матери, и еврейство передается по матери, и одно из определений еврейства — это то, что еврей тот, у кого мать еврейка. Мы знаем множество шуток, анекдотов про еврейскую маму. Самый знаменитый анекдот про еврейскую маму: «Чем еврейская мама отличается от арабского террориста?». И ответ такой, что с арабским террористом можно договориться. То есть из этого анекдота мы видим стереотип, что кто угодно может быть отец, чем угодно он может заниматься, но если мама что-то решила, то уже никто это изменить не может. Таким образом, во многом главой семьи является именно мать, потому что она устраивает семейный очаг, она стоит горой за своего мужа — именно так была устроена еврейская жизнь многие века нахождения в диаспоре — а отец занимается изучением Торы, воспитывает детей, учит их читать, но все-таки дом держится на еврейской маме.» (раввин Леонид Бимбат).
Посмотреть, какова позиция других религиозных течений по этому вопросу, а также определиться со своей позицией можно здесь — http://ideal.izm.io/ru