Смертная казнь ― важный вопрос для современного общества и государства. Кто-то настаивает на высшей мере для устрашения преступников, кто-то отстаивает идеалы гуманизма.
Религиозные традиции в целом относятся к лишению жизни негативно, но по разным причинам, да еще и с рядом оговорок. В нашем совместном с порталом Идеал.Изм проекте мы предлагаем ответы разных религиозных традиций на сложные ценностные вопросы.
Православие указывает на милосердие по отношению к преступнику и на то, что нужно дать ему возможность покаяния: «Отношение православной церкви к смертной казни основывается на нескольких вещах. Во-первых, на даре жизни, о котором Отцы Церкви говорили, что не мы дали жизнь и не нам ее забирать. Во-вторых, это евангельская ценность человеческой жизни. И, конечно же, из всего этого складывается, что отношение православной церкви к смертной казни, конечно же, отрицательное. Но поскольку Церковь существует не в вакууме, а в обществе, поэтому Церковь не может навязывать свою точку зрения обществу. Но всегда Церковь ходатайствовала за тех, кто приговорен к смертной казни, и, конечно же, всегда Церковь за то, чтобы или отменили смертную казнь, или помиловали, дали еще какое-то время для того чтобы человек смог покаяться и спасти свою вечную душу» (игумен Димитрий (Рябцев)).
Буддизм же указывает, что, казня кого-то, делаешь плохо самому себе: «В буддизме нет морально-этического кодекса, нет запретов и наказов, и буддийские поучения не пытаются однозначно оценить каждое социальное явление. Так и смертная казнь. Буддизм не упоминает о ней ни разу в канонических текстах. Поэтому разные буддистские страны по-разному тоже к ней относятся, в каких-то странах она существует, в каких-то ― нет. Но если мы посмотрим на буддийский принцип, буддизм учит человека думать и брать на себя ответственность за свои поступки. И в этом ключе он говорит, что если мы будем поступать вот так, результаты будут такие, мы будем переживать это сами; будем поступать иначе ― результаты будут иные, и опять мы будем переживать это сами. И убийство считается самым негативным поступком. Когда мы прекращаем чью-то жизнь, чужую или свою тоже, мы закладываем тем самым в свой ум крайне негативные впечатления и будем сами переживать большое страдание. Поэтому с этой точки зрения смертная казнь ― это большое страдание сначала для того, кого убивают, а впоследствии для того, кто это сделал. И современный Далай-лама XIV сказал, что смертная казнь ― она, конечно, напоминает попытки защитить общество, но на деле является не чем иным, как местью, а месть ― это тоже крайне негативное действие, поскольку мститель страдает в момент мести и впоследствии еще сильнее» (Елена Леонтьева, главный редактор сайта Buddhism.ru).
Иудаизм признает, что есть крайние случаи, когда зло должно быть наказано смертью, но выступает за то, чтобы ее постепенно вовсе отменить: «Иудаизм основывается на представлении о том, что зло должно быть наказано. Если зло произошло, совершил это зло какой-либо человек, то он должен быть наказан, и это должно быть известно всем. Тяжесть наказания может быть здесь не так важна, главное ― его неизбежность. Когда мы читаем с вами Пятикнижие, то видим, что Тора нам предписывает в некоторых случаях производить такое наказание. В еврейских источниках более позднего периода, в Талмуде, скажем, будет максимально лимитирована возможность применения такой меры наказания. И решение о том, что такая казнь применяется, выносил в определенные периоды истории так называемый Синедрион (Санхедрин), который имел право в соответствии с мнением большинства присудить такое наказание. Но если он выносил хотя бы один смертный приговор за семьдесят лет, то он уже назывался «кровавым синедрионом». А в дальнейшем, конечно, необходимо было после лимитации смертной казни ее отменить, и в принципе человечество движется к тому, чтобы запретить полностью применение смертной казни» (раввин Леонид Бимбат).
Ислам же настаивает на том, что общество нужно ограждать от злодейства и распутства: «Всевышний является Творцом и Создателем, Он дает жизнь и забирает ее. Но при этом мы можем увидеть, что Всевышний в Священных Писаниях, дабы нечестие не распространялось на земле, дает определенный свод правил, дабы уберечь общество от заблуждений и массовых распутств. И в этом отношении ислам, как и другие религии, так же определяет некоторую категорию людей, которые, согласно шариату, исламскому праву, могут быть казнены. В первую очередь, конечно же, идет речь о принципе, как говорит Всевышний, «Око за око…» и так далее. Если доказано преступление, что человек совершил пагубный поступок, тяжкий грех, убил другого человека, и вся необходимая информация достоверна и правдива, а свидетели могут ее подтвердить, то родственники имеют право у судьи просить, в первую очередь, смертной казни ― «око за око», во вторую очередь ― просить финансовую компенсацию, и третье, на что обратил внимание пророк Мухаммед (и что будет наилучшим или наивысшим нравственным поступком) ― простить человека. И это гуманность ислама. Но у родственников есть полное право, согласно предписаниям Священного Корана, требовать смертной казни за своего родственника» (муфтий Рушан Аббясов).
Посмотреть, какова позиция других религиозных течений по этому вопросу, а также определиться со своей позицией можно здесь ― http://izm.io/ru/