Первый заместитель Начальствующего епископа – управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) прокомментировал Refnews решение участников международного совещания в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) о создании межправославной образовательной программы по сектоведению.
“Информация, озвученная на международном совещании в Православном Славяно-Тихоновском Гуманитарном Университете в Москве о том, что число зарегистрированных сектантских организаций на Дальнем Востоке превышает количество православных, не может не вызвать интереса.
Традиционно со времен ещё дореволюционных как раз в Сибири и на Дальнем Востоке было очень много протестантских, евангельских общин. Исторически это было обусловлено дискриминацией в отношении неправославных верующих, которая существовала в своде законодательства Российской Империи до 1905 года. Подписание императором Николаем II величайшего манифеста об основах веротерпимости перевело ряд неправославных религиозных организаций из сектантских и преследуемых в разряд «терпимых». До этого многие верующие, в том числе нашей конфессии, часто бывали сосланы в отдаленные части Российской Империи (Сибирь, Дальний Восток).
А иногда и сами уходили от дискриминации в средней полосе России, целыми селениями отправляясь на Дальний Восток, в частности в город Благовещенск. Столицу Амурской области, собственно, основали евангельские христиане — молокане. И до сих пор в центре города находится большое здание, которое некогда было молоканским Молитвенном домом. Сегодня там располагается медицинский колледж.
Вообще говоря, вопрос сектантства в полной мере понятен представителям всех религиозных организаций. К первым христианам относились как к иудейской секте. Историческая практика показывает, что чем больший период времени религиозная организация существует, пуская корни и становясь традиционной в той или иной стране — точно так же, как некогда греческое, восточное христианство пустило корни на Руси — тем больше от неё отделяется сектантских формирований. Порой сектантские организации могут быть опасны. Стоит вспомнить секту «бога Кузи», несмотря на его не сильно впечатляющий внешний вид, люди попадали под определенное влияние и отдавали все деньги.
На сегодняшний день мы отправили официальный запрос в территориальные управления Министерства юстиции РФ, в субъекты федерации Дальневосточного округа с просьбой предоставить достоверную информацию о тех сектантских организациях, которые зарегистрированы на этих территориях. И если речь идет о действительно опасных для граждан псевдорелигиозных организациях, которые обманным путем вымогают собственность, склоняют к суициду или другим противоправным действиям, то мы готовы объединить усилия с Русской Православной Церковью для противодействия такой угрозе.
Что касается специального образования для подготовки сектоведов или сектоборцев, в этой ситуации наша позиция расходится с мнением участников совещания в Славяно-Тихоновском университете.
Дело в том, что секты, как принято говорить, плодятся как грибы после дождя, и если серьёзно их исследовать, то я полагаю, не хватит и двух лет. Этим можно заниматься всю жизнь, каждый день открывая для себя новые и новые сектантские направления.
Вероятно, нам будет здесь полезен опыт банковских структур, которые при подготовке специалистов, работающих с наличными деньгами, не заставляют их изучать все многочисленные варианты подделок. Но, напротив, помогают им досконально изучить оригинал, чтобы с легкостью могли отличать оригинал от любой новой или старой подделки. И это в полной мере соответствует библейскому принципу: «Исследуйте Писание, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Евангелие от Иоанна 5:39).
Поэтому мы не планируем при наших семинариях и иных учебных заведениях открывать такое направление, как сектоведение. Но мы будем усиливать классическую богословскую подготовку наших священнослужителей, миссионеров и катехизацию верующих».