Вместо введения: Сегодня слово «блокчейн» стало модным в России. Все, что с ним связано – тоже. В этом слове кому-то видятся огромные барыши, кому-то – сверхвозможности в области управления человеческой жизнью.
На блокчейне построен и виртуальный мир Decentraland.
Как и все, созданное на платформе блокчейна, это мир без административного центра. Он управляется самими участниками, и, наверное, это один из первых достаточно успешных примеров децентрализованного виртуального социального сообщества.
Decentraland стартовал в 2015 году. Здесь пользователи получают территории в собственность и распоряжаются своими наделами, как хотят.
Изначально проект был рассчитан на грамотных IT-шников, умеющих майнить новые площади. Но иногда, для привлечения дополнительных средств, объявляется распродажа свободных земель.
В ходе торгов у обычных пользователей появляется дополнительная возможность проникнуть в это сообщество и шанс принять участие в интересном социальном эксперименте. Автор статьи предпринял попытку такого проникновения.
Увы! Мне не удалось с первого раза стать преуспевающим девелопером в новом виртуальном мире. Многие слышали о Decentraland. Полуигра, полусерьезный проект виртуальной жизни. Сегодня ночью (18 августа) там прошел аукцион по продаже земельных участков.
У меня были серьезнейшие планы взять на пробу пару участочков и построить на них что-нибудь этакое, винный бар, а к нему присоединить самую лучшую соседскую группу, где я тружусь администратором.
А там глядишь, и расширить владения, если все получится. Я уже представлял, как обустраиваю группу в VR, потом открываю какой-нибудь офис, типографию и издаю в ней отличные книжки. Хорошая визуализация, внятная идеология софта и свобода. Что еще нужно для счастья человеку, несколько раз прочитавшему библию российских интернетчиков, написанную Сергеем Лукьяненко два десятка лет назад. (Речь идет о трилогии “Лабиринт отражений”, “Фальшивые зеркала”, “Прозрачные витражи”). Мне до сих пор кажется, что уже тогда писателю удалось сделать эскиз виртуального пространства, где люди будут не только играть, но и работать, и даже жить.
Я как мог к аукциону подготовился. Перекинул несколько монет в криптовалютный кошелек, заранее зарегистрировался на сайте и стал ждать.
На сайте отсчитывалось время до начала торгов.
Участки земли подавались только за ефириум (ETH), но я был во всеоружии. Приготовил кошельки на любой вкус. И примерно в 1 час ночи с 17 на 18 августа началось.
Земли должно было хватить на неделю торговли. Но не тут-то было. Весь запас ушёл за полчаса. Мои копейки, за которые я хотел получить как минимум три участка, даже не успели добежать до кассы. Первыми к ней подобрались крупные игроки. Говорят, что были сделки по 3 млн долларов. Очень может быть, ведь общий объем торгов превысил 25 миллионов.
Нет, это не было мошенничеством. Свои деньги я не потерял и забрал их обратно. Система отработала четко, затребовав ETH обратно, я получил их через 5 минут.
Любопытно, что некоторое время назад в Telegram появился канал, где энтузиасты-одиночки Decentraland’а строили планы и обменивались мнениями. После торгов в канале царило разочарование. Конечно, обидно было видеть, как оффлайновая модель поведения побеждает и в такой распродаже. Это явный просчет организаторов. В конце-концов мир компьютерный, предусмотреть в нем долю для одиночных игроков было не сложно.
Ну да ладно. Буду покупать на вторичном рынке. Я же не об этом пишу, в самом деле.
Пусть меня правят философы, но термин “виртуальный” применительно к подобным проектам мне кажется неточным и малоподходящим.
Ну что там виртуального? Люди настоящие, я настоящий. Разве голос в телефонной трубке связывает меня с виртуальным персонажем? Конечно, пространство рисованное. А аватарки на телефонных контактах знаете, какие бывают…
К тому же некоторые вполне именитые эксперты считают, что даже наша привычная реальность может быть не такая уж и реальная.
Сегодня технологически вполне по силам создать VR-мир, куда люди будут ходить сознательно, развлекаться, работать, общаться. Это может быть пространство, где они будут проводить значительную часть своей жизни. Это уже не виртуальный, а, скорее, некий параллельный мир.
И как любому миру, этому тоже будут требоваться правила, законы, модели поведения. рискну предположить, что хорошие разработки в этой сфере могут быть перенесены и в офф-лайн.
Совсем не случайно в заголовок я вынес название одной из самых известных антиутопий XX века. Написав “О дивный новый мир” в 30-х годах, Хаксли стал искать правила, которые позволяют превратить человеческое общество в общество мира, науки и справедливости. 30 лет спустя он написал “Возвращение в дивный новый мир” и пришел к выводу, что общество деградирует даже быстрее, чем ему казалось раньше.
Поиск правил счастливого мира — сложнейшая философская, этическая, культурная и политическая задача. Многие авторы в попытках их сформулировать используют конструкцию замкнутого сообщества, изолированного от остальной массы населения. Очень часто действие происходит на острове, это идеальное место для выработки новых правил.
Интересно, что в поисках свода “волшебных” правил Хаксли написал еще один роман. Он так и называется — “Остров”.
Об острове очень активно говорил лет десять назад гуру из Кремниевой долины. Сооснователь PayPal Peter Thiel долго работал над идеей строительства искусственного острова для моделирования на нем социальных отношений. Потом охладел. Объяснил это технической сложностью и дороговизной.
Лично мне объяснение кажется убедительным. И в самом деле, зачем вкладывать огромные деньги в строительство сложной инфраструктуры, когда сегодня компьютерные технологии позволяют решить задачу моделирования социальных отношений при значительно более скромных затратах.
Трудно сказать сегодня, получится Decentraland или нет. Не в этом дело. Не будет его — будут другие проекты, где люди станут писать правила поведения с “чистого листа”, так, как они считают сами, без оглядки на многочисленные тома сводов и законов в библиотеках. В этом смысле, Decentraland и похожие проекты — веление времени. В условиях, когда алгоритм “дивного мира” так и не создан, компьютерные миры становятся симуляторами, где эта задача будет решаться.
Что касается ночных торгов, то в проект обязательно постараюсь попасть — очень уж интересно, как там внутри.
А пока в очередной раз перечитаю трилогию Лукьяненко (не про дозоры).
Автор: Борис Зверев, медиаэксперт, журналист.