В просторах интернета существует уже многим известный проект «Misanthropic Church», который занимается разоблачениями, расследованиями на основании фактов и просто «троллингом» тех или иных событий, касающихся церкви, а вернее ее, порой, неприглядной изнанки. Обсуждение скандалов, громких противоречивых заявлений и откровенной ереси, порой необходимы для того, чтобы остальные верующие оставались в тонусе. Как сказал один священник: «церковь – это больница для больных сердцем и душой». Misanthropic Church это санитарная группа, которая вовремя приведет в чувство теряющего силы и разум «больного», а иногда пропишет и шоковую терапию.
Мы поговорили с одним из авторов проекта Миколой Малухой о самом проекте, противоречивости закона Яровой и Владимире Мунтяне.
Как и когда возникла идея создать проект такого рода? Каковой была цель?
Идея возникла у меня. Раньше я активно вел блог в ЖЖ jesfor.livejournal.com, где часто размышлял на околорелигиозные темы, связанные с ролью церкви в государстве, влиянию христиан на общество. После того как я окончательно мигрировал в Facebook, продолжил писать на эти темы там. Только теперь они уже были адресованы больше церковной аудитории, поскольку я видел необходимость рассуждать о таких вещах, как эффективность религиозных организаций, способность церкви давать ответы на современные вызовы и влиять на формирование повестки дня в обществе, ну и бонусом — «троллить» глупости, имеющие место среди верующих.
Мне показалось, что не всем моим читателям (невоцерковленным) такие темы могут быть интересны. Поэтому, я начал писать «для друзей» (создал специально список таковых интересующихся в Facebook). Но меня очень часто просили открыть пост, чтобы можно было «расшарить». Тогда я задумался над созданием страницы, где бы писал, «троллил», «расшаривал» для друзей. Я предложил брату Даниилу присоединиться к данному проекту, чтобы он тоже своими идеями разнообразил контент и чтобы это не был чей-то авторский блог. Так мы создали в октябре 2015 года паблик Misanthropic Church.
Поводом к созданию данного проекта послужило «низменное» желание «потроллить» глупость, которой свойственно страдать многим верующим. Но затем мы осознали свою миссию, выходящую за рамки «троллинга» и решили создать площадку для обсуждения самых острых тем, которые не принято поднимать публично в церковной среде. Решили предоставлять альтернативное мнение и формировать адекватную повестку дня у верующих. Чтобы они не только пафосно именовали себя «солью земли» и «светом миру», но еще активно принимали участие в решении тех насущных проблем, с которыми сталкивается каждый человек в обществе.
Почему именно «Мизантропическая церковь»?
Это самоирония. Часто слышали в свой адрес обвинения в «нелюбви» к людям, когда комментировали очередную человеческую глупость в церковной среде. Ну, если мы не любим людей, значит мизантропы, верующие мизантропы, у которых есть своя «церковь».
Кстати, запустились мы в канун Хеллоуина, когда в церковной среде намечается очередной «хайп» на тему «пропаганды колдовства и язычества». Тогда мы изрядно «потроллили» «святош». Через годы мы у себя же повторили процесс, но уже с «размышлизмами».
Иногда складывается впечатление, что вы критикуете всех служителей, каких только можно себе представить. Есть ли у вас вообще ярко выраженные авторитеты среди церковных деятелей и лидеров? И как вообще, обычно, реагируют на вашу критику представители церкви?
Конечно, у нас есть авторитеты. И если эти авторитеты скажут «ребята, вы неправы», то мы обязательно их мнение примем во внимание и пересмотрим сделанное. Например, пастор Реформатской евангелической церкви «Божий завет» (г. Ровно) Сергей Тереньтев и молодежный пастор киевской евангельской церкви «Новая жизнь» Олег Магдыч.
По поводу реакции на нашу критику и изменения поведения какими-то служителями: к сожалению, я не могу вам привести конкретных кейсов. Возможно, мы еще недостаточно влиятельны, чтобы на нас по-особому реагировали. Могу припомнить, как один из руководителей ВСЦ ЕХБ удалил со своей страницы в Facebook пост, где воспевалась ода мэру-коррупционеру г. Ирпень (Киевская область) Карплюку. Он опубликовал у себя статью (откровенную «заказуху»), где рассказывалось о всех достижениях руководителя города (и это на фоне антикоррупционных расследований) с подписью в стиле: «Господь видит, кто есть кто и по делам (достижениям) познаете их». Мы, конечно, не могли пройти мимо этого и не высмеять. Через некоторое время пост был удален. Ну, а в целом, нас воспринимают не более чем «тявкающую собаку».
Были ли из священников те, кто вас разочаровали больше всех? Те, кто для вас были авторитетами, а потом одним действием перечеркнули свои прежние заслуги в ваши глазах?
Так с ходу не приходит в голову какой-то конкретный человек. Разочаровывает в целом церковная система. Люди громко декламируют свою «избранность», наличие откровения от Бога и одновременно молчаливо наблюдают за коррупцией в стране. А часто сами являются соучастниками. Разочаровывает, что у них нет силы духа быть современными Мартинами Лютерами Кингами — людьми, способными кинуть вызов системе, не переставая бороться за свои идеалы. Ради комфорта, земельки для церквушки, неплохого стабильного заработка, позволяющего иметь «хатынку» на +150 кв. м, современное авто и возможность регулярно гонять в Европу, Штаты, они идут на моральные компромиссы.
Противоречий, безусловно, много. К примеру, если взять с одной стороны вступивший в силу более года назад в РФ закон Яровой по «усилению регулирования религиозно-миссионерской деятельности» и спровоцированный депутатом Натальей Поклонской конфликт вокруг грядущей, аки всадник Апокалипсиса, картины Алексея Учителя «Матильда», которая, якобы, оскорбляет чувства политика. Почему эти «чувства» никто не регулирует в рамках закона Яровой, ведь агрессивные религиозные пикеты и провокации вокруг Учителя уже перерастают в настоящий экстремизм?
Мне сложно сказать, оценить действия Поклонской, учитывая ее рассказы, про то, что бюст Николая II мироточит. Яровая же — исполнитель, реализующий определенный общественный и конъюнктурный запрос. Я помню в Мурманске в конце 90-х, кажется, местные активисты устраивали концерт со сбором подписей против «католической экспансии». РПЦ проигрывает конкуренцию на религиозном рынке. Вот и лоббирует ограничения, которые минимизируют численный рост инославных. Почему Поклонской не запрещают ее «миссионерскую» деятельность? Во-первых, в России закон носит избирательный характер. РПЦ не хочет лишний раз вызывать конфликт. У нее и так достаточно имиджевых кризисов. Во-вторых, в русском православии сильны монархические настроения, вплоть до сакрализации семьи последнего императора. И Наталья Поклонская просто один из спикеров данной группы.
И напоследок. Вы не обходите стороной события вокруг церкви Владимира Мунтяна и его персоны. Вокруг «апостола» витает множество слухов, вплоть до того, что у него есть «наложницы» и множество прочих «скелетов в шкафу». Насколько вообще этому всему можно верить и как вы сами оцениваете шум вокруг лидера религиозной общины «Возрождение»?
Я не обладаю какой-либо информацией по поводу «похождений» Мунтяна. Я могу просто охарактеризовать его, как вполне успешного предпринимателя, продающего «опиум» народу. В свое время украинские протестанты проигнорировали восхождение новой «звезды религиозного шоу-бизнеса», что позволило ему собрать армию последователей, за счет которых он, как мы видим, неплохо живет. И здесь нет ничего удивительного. В харизматической среде не существует как такового богословия. Каждый сам себе истина в последней инстанции. И аудитория у таких «служителей» соответствующая. Я как-то шутил со своим другом — пастором Сергеем Терентьевым: «А давай замутим религиозный стартап? Назовем его «нашедшие Бога». Купим за пару сотен баксов эфирное время на CNL, где будем нести «ересь» о том, что мы такие уникальные нашли Бога и за пожертвования научим находить других…». Но наш недостаточный уровень «аморальности» не позволил нам запустить столь выгодное предприятие.