Послание Папы Римского Франциска к участникам встречи Всемирной медицинской ассоциации в Ватикане: «отказ от чрезмерного лечения — это не эвтаназия»
Насколько «решение об отказе или прекращении терапевтических мер, когда их использование не отвечает этическим и гуманным стандартам, является морально допустимым? Папа Франциск решил коснуться сложной темы «окончания жизни» в своем послании к Монсиньору Винченцо Паглия (Monsignor Vincenzo Paglia) и участникам проходящей в Ватикане европейской региональной встречи Всемирной медицинской ассоциации, проводимой Папской академией в защиту жизни. Повторяя то, что было уже установлено в 1980 году Конгрегацией по доктринам веры в Декларации об эвтаназии, Папа Римский объяснил, что специфическим элементом этого критерия является «результат, который можно ожидать, принимая во внимание состояние больного и его физические и моральные ресурсы». Таким образом, становится возможным принять решение, которое в моральном плане считается отказом от «чрезмерного лечения».
В частности, Понтифик отмечает, что «сегодня требуется большая мудрость, поскольку существует искушение настаивать на лечении, которое оказывает мощное влияние на тело, однако временами не служит общему благу человека».
Чтобы ответить на вопросы, касающиеся окончания земной жизни, Бергольо проанализировал прогресс, которого достигла медицина и наука. Растущие медицинские возможности позволили искоренить многие заболевания, улучшить здоровье и продлить жизнь человека». И, «хотя эти новшества доказали свою пользу, сейчас стало возможным продлить жизнь с помощью немыслимых доселе средств». Медицинское вмешательство в тело человека «стало еще более эффективным, однако оно не всегда приносит пользу: медики могут поддерживать или даже замещать угасающие жизненно важные органы, однако это не то же самое, что поддерживать здоровье».
Таким образом, возникает нужда в «большей мудрости». Папа Франциск вспоминает слова Пия XII из речи, которую тот произнес 60 лет назад перед анестезиологами и специалистами по интенсивной терапии, заявив, что «никто не обязан постоянно обращаться за помощью к любым возможным средствам». «В некоторых особых случаях дозволительно воздерживаться от их использования», — сказал Пачелли.
А Бергольо настаивает: «Подобное решение — это ответственное признание ограничений нашего смертного организма, как только становится понятно, что противостоять им бесполезно».
В Катехизисе католической церкви говорится, что «в данном случае человек не хочет причинять смерть, он просто принимает свою неспособность помешать ее наступлению». «Эта разница в точке зрения восстанавливает гуманность заботы об умирающем, — отмечает Папа Римский — при этом не пытаясь оправдать подавление жизни». «Ясно, что отказ или прекращение несоразмерных мер, означающие избегание чрезмерного лечения, с этической точки зрения совершенно отличаются от эвтаназии, которая всегда представляет собой зло, поскольку ее намерением является прекращение жизни и наступление смерти».
«Нет нужды говорить, что в условиях критических ситуаций в клинической практике, факторы, вступающие в игру, зачастую сложно оценить. Чтобы определить, является ли клинически одобренное медицинское вмешательство на самом деле соразмерным, механического применения общего правила недостаточно. Нужно тщательно различать моральный аспект, сопутствующие обстоятельства и намерения всех участников», — заметил Понтифик.
«Все более изощренное и дорогостоящее лечение, — отмечает Бергольо, — доступно все более ограниченному и привилегированному количеству населения, это поднимает вопросы о рациональности оказания медицинских услуг. Так называемая «системная тенденция растущего неравенства в здравоохранении, очевидна на мировом уровне, особенно при сравнении разных континентов. Однако она также наблюдается в самых богатых странах, где доступ к здравоохранению больше зависит от экономических ресурсов человека, чем от его действительной нужды в лечении».
По мнению Епископа Римского необходимо всегда помнить о важнейшей заповеди касающейся ответственной близости. Можно сказать, что категорически важно «никогда не бросать больного». Агония, связанная с условиями, приводящими нас на порог человеческой смертности, и сложность того решения, которое необходимо принять, может заставить нас отдалиться от пациента. Однако именно в этот момент более всего другого нам необходимо являть любовь и участие, признавая ограничения, общие для нас всех, и демонстрируя свою солидарность».
Пусть каждый из нас являет любовь по-своему — как отец, мать, сын, дочь, брат или сестра, врач или медсестра. Однако ее нужно являть! Как пишет Папа Римский Франциск: «Даже если мы знаем, что не всегда можем гарантировать исцеление, мы можем и должны всегда заботиться о живых, не пытаясь самостоятельно укоротить их жизнь, но также не пытаясь бесплодно противостоять их смерти».
Это подход отражен в принципах ухода за неизлечимо больными пациентами, «что является самым важным в нашей культуре, поскольку он противостоит тому, что делает смерть самым ужасающим явлением, — боли и одиночеству», подчеркивает Папа Римский. «В демократическом сообществе эти чувствительные вопросы необходимо решать спокойно, серьезно и рассудительно, оставаясь открытыми к поиску наилучшего решения на всех уровнях, включая юридический».
С одной стороны, есть необходимость «принимать в расчет различные взгляды на мир, этические и религиозные убеждения, в атмосфере открытости и диалога». С другой стороны, «государство не может отказаться от своего долга защищать все стороны, поддерживая фундаментальное равенство перед законом всех людей, живущих в одном обществе».
Источник: Lastampa