Уральский театр «Провинциальные танцы» считается одной из самых качественных и известных в мире российских трупп современного танца. Это один из первых авангардных коллективов страны, поэтому я с интересом шла в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, где на малой сцене состоялись гастроли театра современной хореографии из Екатеринбурга. Гастроли имели большой успех у искушенной московской публики, и это важно.
Современная хореография последние годы весьма популярна и широко тиражируется, однако, для понимания требует определенной подготовки, непредвзятости и, безусловно, эмоциональной вовлеченности. У столичных любителей искусства танца есть грандиозные возможности лицезреть самое лучшее в этом жанре на протяжении последних десятилетий — чего стоит только недавно прошедший международный фестиваль «Dance Inversion». Сравнивать всегда интересно и мне. Как человеку неравнодушному к современной хореографии было очень любопытно посмотреть на труппу из Екатеринбурга.
«Провинциалы» существуют уже с 1990-го и за прошедшие годы поставили более 30 спектаклей, с которыми успешно гастролировали по миру, получили кучу призов и престижных премий — только на Национальную «Золотую маску» они номинировались 10 раз, 5 из которых заслуженно попали в арсенал коллектива. В театральных кругах уже давно бытует мнение, что «Провинциальные танцы» и режиссер Николай Коляда — это культурные спецификаты уральской столицы.
В Москву екатеринбуржцы привезли свою новую постановку «Макбет: история любви» (хореография Вальтера Маттеини и Ины Брукс) и нашумевший титулованный спектакль «После вовлеченности. Диптих.Часть 2», поставленный Татьяны Багановой — художественным руководителем театра. Совсем не лишним будет отметить, что Татьяна Баганова — хореограф с мировым именем, давно сотрудничает со многими театрами. В 2013 по приглашению Большого Театра поставила «Весну священную» Игоря Стравинского, за что получила очередную «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль в современном танце».
Безусловно награды и титулы играют не последнюю роль в нашем выборе спектаклей, и почти все мы в некоторой степени, заложники стереотипов и модных тенденций. Поэтому предвкушение от встречи с прекрасным соседствовали в моей душе с легким скепсисом, тем более, что искусство современного танца — материя тонкая, чувственная, эмоциональная, а главное, крайне субъективная. Далеко не всегда творчество хореографов и исполнителей находит отклик во внутреннем мире зрителя. А тут все получилось — и понимание, и отклик, и этетическое удовольствие.
Спектакли абсолютно разные — по постановке, сценографии, световому и музыкальному оформлению, но роднит их одно — неослабевающий интерес публики от первой и до последней минуты. «Макбет: история любви» полон страстей, страданий, неуправляемых желаний и амбиций. Здесь все мрачно и зловеще — история обязывает. Даже при нарочито скупых декорациях театра малых форм, без отсылки ко времени и событиям, чувствуется весь трагизм и обреченность героев. Макбет и Леди Макбет явно пребывают в когнитивном диссонансе — одна пара вся заляпана кровью своих жертв, другая пока еще балансирует на грани потери человечности — но даже ее лирические дуэты неоднозначны — раздираемые жаждой власти и потребностью в любви, они, то жестко отталкивают друг друга, то сливаются в головокружительных, почти акробатических поддержках. А еще есть мечущиеся, крадущиеся, навязчивые друзья-враги и три ведьмы-горгульи с завораживающей скрюченно-ломано-животной пластикой. Мизансцены продуманы так, что герой или дуэт всегда окружены второстепенными персонажами, где у каждого своя линия танца, характерные движения, это постоянно поддерживает интерес и внимание зрителя, подпитывает его вовлеченность. И самое, на мой взгляд, важное — невероятный симбиоз музыки и хореографии. Здесь музыка не сама по себе, не безликий монотонный фон, и не пространная иллюстрация, как часто бывает в современном танце, она — полноценный соавтор всего происходящего, наряду с пластикой и темпераментом героев. Выбор музыки совсем не случаен — это Вивальди, Макс Рихтер, Эцио Боссо. Согласно музыкальному темпу и интенсивности звука меняются ритм, динамика, амплитуда движений в танце, и это глубоко трогает, пробирает до мурашек на коже, ломает невидимую стену между исполнителями и публикой.
«После вовлеченности. Диптих. Часть 2» — абсолютно другой спектакль — чистейшая фантасмагория — сочная, оглушающая, дополненная неожиданными предметами, аллюзиями, световыми эффектами, резкими звуками. Благо тема благодатная — психология, тут размах фантазии приветствуется, а ее у хореографа и постановщика Татьяны Багановой предостаточно! Речь пойдет об иллюзиях, тех что возникают из человеческих желаний и становятся бредом, и тех что совсем не противоречат реальности и в ней спокойно существуют. Тут музыкальная составляющая постановки совсем другая, для внесения ясности назову авторов — Николай Судник «Деликатесы», Георгий Гурджиев и Василис Цабропулос «Песни, гимны и танцы», группа «Вечерние посиделки анархистов». Вуаля. И опять в дружном соавторстве хореография, музыка, свет, яркие костюмы и выразительная пластика танцовщиков создают невероятно наполненный гаммой чувств спектакль. На сцене — пары, по виду почти стиляги, ритмично жмутся друг к другу, периодически выдают нижний брейк или расползаются в стиле contemp — все вполне вкладывается в реальность, все чинно и благородно, ну только в конце танца их слегка из пылесоса ангел с крыльями на голове звездной пылью обдувает… Неожиданно среди них появляется невеста и начинает продуцировать иллюзии, а точнее сказать — полный бред. Залезает в белом платье в полиэтилен, который постепенно надувается до размеров огромного прозрачного шара и, стоя там, подбрасывает в воздух белоснежные перья. Думаете это бред — отнюдь, это иллюзия! Реальный мир девушка видит, сама находясь в пространстве придуманной романтики. Другие персонажи в стороне не остаются — виртуозно, рискованно, пластично запрыгивают на шар, катая его по сцене, пытаются пробраться внутрь, как бы проникнуть в фантазии героини. Зрелище представляется потрясающее — словно огромная новогодняя игрушка, в снежной пыли которой кружится хрупкая трогательная барышня.
Потом еще много чего происходит с героями, скучать не приходится, все не расскажу, отмечу только мизансцену, оригинально поданную при помощи света. Все персонажи превратились в их проекции на стене, такие черные трафаретные плоские фигурки в кроваво-красном цвете — завораживает!
Очень хочется отметить безусловно талантливых, высокопрофессиональных исполнителей, танцующих с огромной самоотдачей, энергией, поразится их уникальной гуттаперчевой пластике. Появляется ощущение, что они и не танцуют вовсе, а так разговаривают, выражают мысли и чувства и это настолько естественно, что понятно каждому сидящему в зале.
Хореография, созданная Татьяной Багановой, самобытная, абсолютно авторская, тщательно продуманна и структурирована в сольных партиях, дуэтах и групповом танце, выразительная, глубоко эмоциональная.
Долгие рукоплескания и крики браво продвинутой публики (а случайных людей здесь не было) абсолютно оправданы.
Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» имеет стиль, а значит умеет подать собственное искусство, свое направление, индивидуальную манеру, а это очень дорогого стоит.
Автор: Анна Виноградова