В этой статье мы рассмотрим один из аспектов событий Рождества, являющийся ключевым во многих пророчествах об Иисусе. Мы рассмотрим детали переписи, которая привела Марию и Иосифа в Вифлеем.
Описание: подсчет жителей по всей Римской Империи, требующий, чтобы они вернулись в землю своего рождения. В случае с Иосифом, это был Вифлеем, город Давидов.
Значение: перепись не только делает Иисуса частью событий, происходящих в мире, вместо того, чтобы сделать Его мифической личностью, живущей в некоем вторичном, неестественном ином мире, но и напрямую связывает Его с пророчествами о том месте, где Он должен родиться. Это очень важный момент, поскольку будучи смертным человеком, Он не имеет возможности контролировать это пророчество.
Первое упоминание: Перепись населения отдельно упоминается только в Евангелии от Луки. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:1-3).
Объяснение: Вокруг переписи неоднократно вспыхивали большие споры, поскольку якобы существуют расхождения с другими источниками известной истории того времени. Особенно, в Библии указано, что Иисус родился во время правления Ирода Великого.
Мы знаем, что точно вычислить по календарю дату рождения Иисуса весьма сложно, поэтому 0 год н. э. является в большей степени догадкой. Перепись, о которой говорят историки того периода, упомянута в работах Иосифа Флавия. Она является переписью правителя Квириния, которая произошла в 6 в н.э.
Лука мог иметь ввиду несколько вещей, каждая из которых была бы правильной. Другими словами, ее значение было бы понятно ему и тем, кто читал его записи в то время.
Причина этого кроется в том, что перевод оригинала не является точным в данном аспекте. В Библии есть примечание к стиху, где Лука говорит «эта перепись была первой в правление Квириния Сириею». Перевод также может означать, что она происходила «до того» как Квириний стал правителем Сирии. И тогда вполне вероятно. что Иисус родился во время правления Ирода Великого, поскольку данное несоответствие исчезает.
Во-вторых, слово «правитель» также находится под вопросом. Лука не использует обычное греческое слово, обозначающее «правителя», но берет слово с более общим значением «гегемон» или «сюзерен». Это может означать, что Квириний по факту не был еще официальным правителем, но был значимой фигурой в местной Римской власти, который имел значительную долю влияния. Это далее подтверждено записями Иустина Мученика во втором веке, который причислял Квириния к «протекторам», вместо того, чтобы назвать его используя официальный титул правителя. Таким образом, возможно, что точное время здесь менее ясно, и можно приписать эти события к другим промежуткам.
В-третьих, в Риме эта перепись была не единственной. Были налоговые переписи, нацеленные на то, чтобы понять какое количество денег правитель может получить, были также переписи по государственной принадлежности, где людей должны были не только пересчитать, но и взять с них клятву верности Римскому Цезарю.
Иосиф Флавий упоминает о случае «Когда все хорошие люди дают клятву добрых намерений Цезарю». Подобный вид посвящения требовал вовлечения в нее всех граждан империи. Оросиус, христианин пятого века связывает эту регистрацию с рождением Иисуса, указывая, что «все жители великих наций должны были дать клятву». Кроме того, хотя перепись в 6 веке была одной из самых больших, она была не единственной (это ясно из слов Луки, что эта перепись была обозначена «первой»). Многие другие могли пройти для решения различных вопросов в меньшем масштабе. Таким образом, возможно что широко известная перепись Квириния была на самом деле не той переписью, которая происходила во время рождения Иисуса.
Перепись важна, поскольку она соединяет эти события не только с определенным периодом времени, но и с местом. Иисус должен был родиться в Вифлееме, и именно перепись стала причиной, по которой Иосиф повез туда свою семью.
Что не ясно из этого отрывка, так это то, требовали ли римляне у людей, чтобы они вернулись на родину. По этому вопросу нередко возникали споры вокруг текста Евангелия, поскольку многие утверждают, что абсолютно абсурдно заявлять, что для переписи необходимо возвращаться на место рождения. В отрывке не сказано, что это было законом. Иосиф мог иметь свои причины, чтобы отправиться в Вифлеем. Например, чтобы найти родственников, которые смогли бы помочь заботиться о Марии, или потому, что там хранились записи о его налогах.
Может показаться, что существовала законная необходимость участникам переписи вернуться на родину, поскольку мы видим, что гостиницы в Вифлееме полны народа, и что Марии пришлось приехать с Иосифом из-за его обязанности мужа. Мария была его женой, и поэтому он не мог просто оставить ее на попечении других людей, особенно когда она должна была вот-вот родить. Поздние записи показывают, что практика возвращения на родину при переписи существовала. В 104 году н.э. вышел приказ о налогообложении в Египте, изданный префектом Вибиусом Максимусом, который гласил: «Поскольку регистрация по семьям приближается, необходимо уведомить всех, кто по какой либо причине находится вдали от своих административных регионов, чтобы они вернулись домой, дабы подчиниться обычаю записи населения, и оставаться на своих сельскохозяйственных землях».
Доказательства очевидны. Перепись явно имела место. Какой она была и как происходила, остается неясным, однако нет причин сомневаться в ее проведении и в том как ее описывал Лука.
Автор: Майкл Триммер
Перевод: Анна Углева