Алексей Романов – молодежный пастор церкви «Слово Жизни» (г. Москва). Больше десяти лет назад он и его команда начали проводить первые христианские конкурсные фестивали «Призван Быть первым», открыв на своей площадке десятки коллективов, включая самый известный – Nuteki.
Кроме того, Романов один из первых начал работать со светскими музыкальными продюсерами, когда старался продвинуть группу Simple Stuff, работать с которой подвязался Иосиф Пригожин. Спустя годы, конкурс «Призван быть первым» завершил свое существование, и вместо него появилась крупнейшая в России молодежная конференция «ЮС».
Мы поговорили с Алексеем о христианском рэпе, однотипной христианской музыке и секретах успеха альбомов поклонения «Слово Жизни».
Ты был одним из инициаторов проведения конкурсного фестиваля «Призван быть первым», и какое-то время даже давал молодым открытиям возможность отправиться в тур «Лето в разгаре света». Групп и исполнителей было действительно много. Но в какой-то момент эти фестивали прекратились. Что стало причиной? Иссякли таланты или твои возможности?
Все очень просто, мы создали столько групп, которых хватит еще на 10-15 лет, а может и больше. Мы не стали развивать идею с продюсерским центром, так как христианский исполнитель ничем не отличается в своем отношении к продюсеру. Как только он слышит аплодисменты, ему кажется, что это он сам такой молодец и ему никто больше не нужен.
С другой стороны, мы никогда не претендовали на работу в этом направлении на годы вперед. Мы 10 лет это делали, теперь занимаемся другим.
Помимо «Нутеков», вы старались раскрутить группу Simple Stuff. Вы участвовали в разных конкурсах, пробовали работать с Пригожиным, вас звали в «Пусть Говорят» с Малаховым и даже приглашали на «Вечерний Ургант», который вы отклонили из-за предложенной вам спеть песни «Highway to Hell» группы AC/DC. Вы окунулись в мир шоу-бизнеса, увидев его, по сути, с разных сторон. Вы столкнулись с «накрутками голосов», вам давали понять, что у светского шоу-бизнеса свои законы и ваше мнение, по большому счету, продюсеру может быть совершенно неинтересным. Имеет ли это вообще хоть какой-то смысл? Стоит ли участвовать в популярных конкурсах? И есть ли реальные шансы побеждать интересным ребятам без накруток?
Конечно, шансы есть. Смотри, сегодня гора рэперов прорвались, и у них никого нет, они все сами. Один с заправки («Скриптонит» – ред.), другой сисадмином был («Гнойный» ака «Слава КПСС» – ред.), ну и так далее.
Я думаю, что нам часто не хватает упертости и работы. Когда у нас были «Симплы», мы работали как «проклятые» – с утра и до ночи, я мало видел еще столько же посвященных артистов.
А талант всегда пробьется, сегодня столько конкурсов – двери открыты, хотя некоторые не пробиваются, и честно сказать, слава Богу. Ведь талант, как ручеек – найдет выход, если вам есть что сказать миру – говорите, кричите.
Я так устал смотреть на «убогий» христианский рэп – перестаньте, вы реально не понимаете, что вы совсем не актуальны?
Ты можешь скромничать, но ни для кого не секрет, что ты самый узнаваемый молодежный пастор на всем постсовке. Но популярность обязательно сопряжена с постоянной и непрекращающейся критикой. И ты не исключение, ведь советчиков, что и как делать, на твою долю выпадает множество. Как ты реагируешь на критику? Особенно на провокационную, не имеющую хотя бы 1% конструктива?
Ну да, это болезненный вопрос, я мало встречал «железных» людей. Ты же душу вкладываешь, стараешься, а какой-нибудь юнец умничает. Но я стараюсь, расту и меняюсь, отвечаю всем, где-то поправляю, где-то благодарю.
Я всегда стараюсь использовать такой подход, которым меня научил пастор Матс Ола: «Люди могут быть правы, потому что они говорят и неправы в том, как они это делают».
Вот как-то так, и еще у меня нет ни одного не отмеченного сообщения, отвечаю сам, веду все соц сети тоже сам.
Поскольку сейчас актуален рэп, ты, как пастор, кого бы рекомендовал к прослушиванию?
Так уж получилось, я никогда никого и никому не советую. Однажды меня спросили: «а кого вы слушаете из светских исполнителей?» Я назвал, на мой взгляд, безобидного и очень творческого исполнителя, за что меня начали ругать, как только могли (смеется)
Не слушайте то, что разрушает.
Давай предположим, чисто теоретически: Ты узнаешь, что кто-то из ребят твоей команды или давних членов церкви слушают «Фэйса», «Фараона» и «Пашу Техника». Учитывая тексты песен таких артистов, ты бы сделал замечание, мол: «брат/сестра, ну ты чего, в самом деле?»
Ну, само по себе, это невозможно – рожденный свыше человек не может слушать такое.
Тут вопрос в другом. Человек, наверно, недавно пришел в церковь или еще даже совсем не воцерковленный, тогда с ним следует говорить, но не запрещать, поскольку это ни когда не выход и ни к чему хорошему не приведет. Человек должен осознать, что не так и принять осознанное решение.
Работая на конкурсах и фестивалях с христианскими музыкантами из разных регионов и стран, на какую «железную стену» тебе чаще всего приходилось натыкаться во взаимоотношениях?
Сложнее всего работать со взрослыми или уже сформировавшимся артистами, они сами все знают, а с дети наоборот. Именно поэтому я считаю, что «СИМПЛы» выстрелили, как ни одна на то время христианская музыкальная группа.
Артисту нужно доверять продюсеру.
Альбомы поклонения «Слова Жизни», по сути, единственные отечественные христиански релизы, которые вырывались в тренды русскоязычного iTunes. Как у вас так получилось? Каков рецепт успешного релиза?
Была нужда, был голод и так получилось, что мы были готовы. Сегодня люди устали от однотонной христианской музыки, которую, ну максимум один раз прослушал и все – дальше уже не интересно, скучно и она никак тебя не созидает, а не которая только разрушает из-за отсутствия в ней музыкальности.
Не знаю, как будет дальше, но сейчас мне больше интересна музыка «воршип».
С высоты своего многолетнего опыта работы с молодыми артистами, какие три самых важных совета ты бы дал начинающим?
Ну, ты, конечно, дал, многолетний опыт (смеется)
1. Создавайте новое.
2. Верьте в это.
3. Работайте, как Бетховен или Бах.